Александр Ширвиндт

— Однажды я пришёл домой после спектакля. Наташа, словно почувствовав моё состояние, накрыла на стол и неожиданно включила проигрыватель с пластинкой, которую она купила накануне. Вдруг зазвучало танго, которое сопровождало нас в молодости. Мы танцевали до самого утра, и на каждом шагу вспоминали наши лучшие времена, — делился актёр своими воспоминаниями.

Александр Ширвиндт

Народный артист Александр Анатольевич Ширвиндт стал символом театрального искусства, знакомым многим поклонникам, жившим в эпоху СССР. Хотя ему не всегда доставались главные роли, каждый персонаж, которого он создавал, обладал уникальным обаянием и шармом, что позволяло им надолго остаться в памяти зрителей. Большинство фильмов, в которых он снимался, вошло в золотой фонд советского кинематографа. Его близкий друг и коллега Марк Захаров утверждал, что главной профессией Александра Анатольевича было просто быть Ширвиндтом.

Александр Анатольевич появился на свет летом 1934 года в Москве. Его необычная фамилия, нечастая для отечественного слуха, была наследием отца, Анатолия Густавовича, талантливого музыканта и педагога, пруссака по происхождению. Мать, Раиса Самойловна, окончила Вторую студию МХТ и позднее работала в столичной филармонии, добывая вдохновение для будущих артистов.

Семья Ширвиндт мечтала о том, что их сын выберет путь музыка, как его отец. Поэтому юного Александра отдали в музыкальную школу, однако, его интерес к музыке оказался непостоянным. После пятого класса его отчислили по причине несоответствия к музыкальной дисциплине.

Александр Ширвиндт

На решение о будущей карьере Александра повлияли частые встречи с артистами эстрады и кино, которые посещали их дом. Общение с такими мастерами, как Василий Качалов, Ростислав Плятт, Рина Зеленая и Леонид Утесов, произвело на юношу значительное впечатление и вдохновило его стать актером.

После окончания престижной школы № 110, где учились дети высокопоставленных чиновников, Александр подал документы в два вуза: Театральное училище имени Щукина и МГУ. Сдав вступительные экзамены, он выбрал театральное направление, став студентом актерского курса Веры Львовой.

Театр

По завершении учебы Ширвиндт оказался в труппе Театра-студии киноактера, созданного для актеров кино, чтобы они могли исполнять роли на сцене в межсезонье. Это дало Александру возможность не только участвовать в театре, но и открыло его двери в мир кино.

Однако на этой сцене он задержался недолго, так как вскоре его ждала карьера в Театре имени Ленинского комсомола, где он проработал 12 лет. Именно там актер смог сотрудничать с выдающимся режиссером Анатолием Эфросом, в спектаклях которого, таких как «Чайка», «104 страницы про любовь» и многих других, он смог продемонстрировать весь свой актерский талант. Высокий и статный (183 см и 95 кг), он быстро завоевал любовь публики.

После этого он один год отдал Драматическому театру на Малой Бронной, а затем основал свое новое «творческое гнездо» — Московский академический театр сатиры, ставший для него вторым домом. Именно Валентин Плучек разглядел талант Ширвиндта и предложил ему сыграть одного из главных персонажей — графа Альмавиву в «Женитьбе Фигаро».

Несмотря на множество ролей, сыгранных им на сцене, сам артист признавался, что не испытывает страсти к лицедейству. Со временем он перешёл к режиссуре, и его дебютом стала постановка «Проснись и пой!» в 1970 году, созданная в сотрудничестве с Марком Захаровым.

В 2000 году Ширвиндт стал художественным руководителем Театра сатиры. Он активно придавал значение не только комедийному репертуару, но и классике, ставя пьесы Жана Ануя, Теннесси Уильямса и Михаила Булгакова.

Александр Ширвиндт

Под его руководством театр достиг новых вершин успеха. Он стал лучшим театром по итогам гастролей в США в 2002 году и был признан одним из самых посещаемых театров в 2015 году, когда его зрительская аудитория превысила 2,5 миллиона человек в год.

В 2019 году Ширвиндт отметил свой 85-летний юбилей. Согласно традиции, он не стал отмечать свой день рождения в шумной обстановке, а предпочёл уехать на Валдай для рыбалки. Празднование он решил перенести на октябрь, совмещая его с двумя знаковыми датами: 95-летием Театра сатиры и 110-летием со дня рождения своего дорогого друга и бывшего художественного руководителя, режиссера Валентина Плучека.

К юбилею, приуроченному к концу февраля 2021 года, был представлен спектакль «Театральный стриптиз», который поставил Владимир Жуков.

Ширвиндт планировал реализовать эту пьесу в сотрудничестве с Михаилом Казаковым, приглашая на роль молодого актера Миронова, однако эта затея не состоялась по причинам, не зависящим от исполнителей.

В конце сентября 2021 года Александр Анатольевич оставил пост художественного руководителя Театра сатиры, после окончания своего контракта в июле того года. При этом он отметил, что желал бы продолжать работать с театром. Так и произошло: в день назначения нового худрука Сергея Газарова был объявлен общий сбор артистов, где избрали президента театра, которым и стал Александр Анатольевич. Он вновь вернулся к сценической деятельности и принял участие в постановке «Где мы?!…».

Биография Александра Ширвиндта

Звучат впечатляющие фразы и слова о Александре Ширвиндте, который стал великой личностью при жизни. Потеря такого столпа театрального и киносцена воспринимается очень горько. Как складывалась судьба артиста и какие проблемы его тревожили в последние годы жизни?

Это интересно:  Отказала Литягину, не стала звездой Большого, выжила всех с Миража: кто такая Суханкина

Детство и юность Александра Ширвиндта

Александр Ширвиндт родился 19 июля 1934 года в Москве. Его фамилия, звучная и необычная, пришла от отца Анатолия Густавовича, родом из Пруссии. Отец был педагогом и скрипачом, а мама, Раиса Самойловна, работала в Московской филармонии после окончания студии МХТ. Именно в этой филармонии они встретились.

Родители мечтали, что их сын продолжит семейное дело и станет артистом, поэтому в детстве хотели отдать его в музыкальную школу. Однако в детские годы Александр не понимал, почему ему нужна музыка, и в итоге, после пятого класса был отчислен за отсутствие способности.

Александра больше привлекала актерская профессия. Постоянные посещения их дома людьми искусства, такими как Василий Качалов, Ростислав Плятт, Рина Зеленая, Леонид Утесов, околдовало его. Поэтому, после завершения средней школы, он поступил в днище Театральное училище им. Щукина и для подстраховки подал документы в МГУ, но не использовал их, поскольку сразу был принят в театр.

— Настоящий лидер, все девушки были влюблены в Александра. Разве можно было не влюбиться в него: он был высоким, красивым, образованным, всё знал и читал стихи, — вспоминала одногруппница Вера Карпова в документальном фильме Первого канала «Александр Ширвиндт. Ирония спасает от всего».

Карьера Александра Ширвиндта

Карьеру актёра можно считать завидной — он стал подлинным любимцем публики. Его обожали не только зрители, но и коллеги по сцене, а билеты на спектакли всегда раскупались, как горячие пирожки, когда его имя было в составе.

Театр в жизни Александра Ширвиндта

В 1956 году он с отличием окончил Щукинское училище, а затем попал в труппу Театра-студии киноактера, после получения актерского диплома. В то время труппа состояла из актеров из кино, которые могли бы играть на сцене в перерывах между съемками, но Александр Анатольевич не задержался там надолго.

Уже в 1957 году он стал частью Московского театра Ленинского комсомола (сегодня известного как Ленком), где прослужил до 1968 года, сыграв во множестве знаменитых постановок, таких как «Чайка», «104 страницы про любовь», «Опасный возраст» и других.

В 1968 году Ширвиндт перешел в Театр на Малой Бронной, где ему запомнились роли в спектаклях «Ромео и Джульетта» и «Как вам это понравится». Однако уже через два года, в 1970, он перебрался в Московский театр сатиры, став там сначала актером, а потом и режиссером.

Театр сатиры стал для него вторым домом, где он до последних дней выходил на сцену. В этот период реализованы множество правдивых ролей, среди которых «Ревизор», «Горе от ума», «Безумный день»; а в 2018 году, в старости, Ширвиндт сыграл свою последнюю главную роль — пожилого клоуна Петра Зарайского в спектакле «Где мы?».

В 1970 году на сцене родного театра он поставил спектакль «Проснись и пой!» вместе с другом и коллегой Марком Захаровым. Затем последовали такие постановки, как «Слишком женатый таксист», «Брависсимо!», «Квартет» и многие другие.

Как утверждают эксперты, именно в период, когда Ширвиндт составлял основу театра, произошел его расцвет. Поэтому в 2000 году театральные власти предложили ему занять пост художественного руководителя, хотя фактически он стал им гораздо раньше. В 2015 году Театр сатиры стал одним из самых посещаемых театров, где за год побывали более 2,5 миллиона зрителей.

В 2021 году Александр Анатольевич покинул пост художественного руководителя Театра сатиры, когда истек срок его контракта. Но реальная причина скрывалась в его ухудшающемся здоровье. На общем собрании труппы был принят новый худрук — Сергей Газаров, а Ширвиндта избрали президентом театра.

Кино в жизни Александра Ширвиндта

Дебют Ширвиндта в кино пришёлся на 1956 год, когда он сыграл эпизодическую роль в комедии «Она вас любит». Изначально планировали пригласить Михаила Козаченко, но тот не смог попасть на съемки, и его заменил Ширвиндт.

После этого последовал небольшой перерыв, так как артист всецело погрузился в театральную жизнь, но мечты о кино не угасли. В 1967 году он появился в фильме «Майор Вихрь».

Одним из самых значительных фильмов в его карьере стала легендарная комедия «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», где ему досталась роль Павлика, друга главного героя.

Также Рязанов позднее приглашал актёра в свои проекты «Вокзал для двоих» и «Забытую мелодию для флейты».

— Мне часто снятся Михаил Державин и Марк Захаров. Я очень скучаю по ним, конечно. Причём сны не старые: я вижу их такими, какими они были в последние наши встречи. Все мои знакомые уходят. Снаряды становятся все ближе, но я пока остаюсь жив, — с мрачными мыслями рассуждал Ширвиндт. — Недавно меня спрашивали, почему я не пришёл на очередное прощание. Я ответил, что просто не хватает сил ходить на кладбища. Хочу оставить свои силы до собственных похорон.

Биография Александра Ширвиндта

На фото: Ширвиндт Александр Анатольевич

Александр Ширвиндт — знаменитый советский и российский актер театра и кино, театральный режиссер и художественный руководитель Московского театра сатиры (до сентября 2021 года), Народный артист РСФСР (1989). Именно он стал автором крылатой фразы «Театр — это террариум единомышленников». Ширвиндт — выдающийся мастер второго плана, который мало когда исполнял главные роли в кино, но всегда работал на благо каждого фильма, в котором появлялся. Зрители запомнили его как невероятно харизматичного актёра с индивидуальным стилем, импозантностью и тонким чувством юмора.

Это интересно:  Крид Егор

Александр Ширвиндт родился в Москве в интеллигентной семье. Его отец, Анатолий Густавович, был скрипачом в оркестре Большого театра и преподавал музыку, а мать, Раиса Самойловна, работала редактором в Московской филармонии. Его дедушка, Густав Моисеевич, был врачом. Александр Ширвиндт в детствеДетство Александр провел с бабушкой, так как его родители часто гастролировали. Начальная школа ему не была доступна, пока он находился в Пермской области, в городе Чердынь, в то время как остальную часть своей школьной жизни он провел в Москве. Александр Ширвиндт провел детство под присмотром бабушкиАлександр не только учился в обычной школе, но и посещал музыкальную, занимаясь танцами. Интересные личности и звезды эстрады, такие как Рина Зеленая и Леонид Утесов, частенько бывали в доме Ширвиндтов, это вдохновило его стать актером театра и кино. Александр Ширвиндт в молодостиВ 1951 году Ширвиндт поступил в Щукинское театральное училище на курс Веры Константиновны Львовой. Во время учёбы его бесспорно ждали большие достижения в актерском мастерстве. Дипломной работой Александра стали роли в спектаклях «Трудовой хлеб» и «Ночь ошибок», где он проявил себя как блестящий артист.

Актерская карьера

После успешного окончания училища Ширвиндта приняли в труппу Государственного театра киноактера, и одновременно он стал участвовать в съемках на Мосфильме. Его дебютом в кино стала роль второго плана в комедии «Она вас любит», где его партнерами по съемочной площадке стали такие актеры, как Георгий Вицины и другие. За заработанные на съемках деньги Ширвиндт смог купить свой первый автомобиль — «Победу». Александр Ширвиндт в фильме Она вас любитЗатем Александр Анатольевич отправился в театр имени Ленинского комсомола, где его первой ролью стал спектакль «Первая Конная». В скором времени ему удалось выступить почти во всех спектаклях театра, таких как «До свидания, мальчики», «Колесо счастья», и «О Лермонтове». Молодой Александр Ширвиндт в спектакле Товарищи-романтики, 1958 годЗначительными успехами на театральной сцене для Ширвиндта стали роли Тригорина в «Чайке», Людовика в «Мольере», Гудериана в «Каждому своё». Именно с этих выступлений началась его карьера как звезды театра. Александр Ширвиндт в роли Тригорина в ЧайкеВ это время актёр продолжал сниматься в кино: он сыграл небольшие, но яркие роли в музыкальной комедии «Приходите завтра» (1962) с Екатериной Савиновой и Анатолием Папановым в главных ролях, а также в мини-сериале «Майор Вихрь» (1967). В 1968 году актер перешел на сцену Московского драматического театра на Малой Бронной, где исполнил роли в спектаклях «Ромео и Джульетта», «Счастливые дни несчастного человека» и многих других. Александр Ширвиндт в комедии Приходите завтраСпустя два года, в его карьере значится Театр Сатиры, где Ширвиндт сыграл более 30 ролей. Его исполненная роль графа Альмавива в комедии «Безумный день, или Женитьба Фигаро» стала одной из самых удачных в его театральной карьере. Среди лучших спектаклей можно также отметить «Обыкновенное чудо», «Дом, где разбиваются сердца», «Ревизор». Александр Ширвиндт с Андреем Мироновым в постановке Безумный день, или Женитьба ФигароЗдесь он также начал свою режиссёрскую карьеру, сначала в сотрудничестве с Марком Захаровым и Андреем Мироновым, а потом уже самостоятельно. Всего Ширвиндтом поставлено более 20 спектаклей, среди которых «Молчи, грусть, молчи», «Спартак», «Маленькие комедии большого дома», «Недоросль». Александр Ширвиндт в картине Ирония судьбы, или с легким паром!В это же время Александр Анатольевич не только снимался в фильмах, но и преподавал в театральном училище имени Щукина. Его учениками были много известных актеров, включая Андрея Миронова, Аллу Демидову, Наталью Гундареву, Александра Пороховщикова, Марию Голубкину, Леонида Ярмольника. Александр Ширвиндт в комедии Самая обаятельная и привлекательнаяАлександр Ширвиндт также завоевал популярность на телевидении благодаря передачам «Семь нас и джаз», «Терем-теремок» и «Театральные встречи». В разные годы он озвучивал мультфильмы, среди которых «Новый Аладдин», «Алиса в стране чудес», «Пес в сапогах». Александр Ширвиндт автор нескольких книгОбладая острым умом и интересным стилем повествования, Ширвиндт выпустил несколько областей своих книг, сосредоточенных в основном на мемуарах, где он с увлечением делится своей точкой зрения на золотой век советского театра и кино, включая свои лаконичные афоризмы. Народный артист РСФСР Александр Ширвиндт умел своим появлением украсить любой фильм

Членство в профессиональных организациях, общественная деятельность

Александр Ширвиндт был членом Союза кинематографистов России и Российской академии кинематографических искусств «Ника».

Он стал соучредителем регионального благотворительного общественного фонда «Содружество», а также сопредседателем совета попечителей «Московского английского клуба», и состоял в попечительских советах Российской государственной библиотеки искусств и благотворительного фонда «Детские сердца».

В 2018 году он выступал доверенным лицом кандидата на пост мэра Москвы Сергея Собянина.

Звания, награды

В 1989 году был удостоен звания Народного артиста РСФСР.

Александр Ширвиндт стал полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством»: I степень он получил в 2019, II степень в 2009, III степень в 2014 и IV степень в 2004 году. Также он был награждён Орденом дружбы народов в 1994 году.

Это интересно:  Отправили в психушку? Что происходит с дочерью Успенской после побега

Он стал лауреатом премии «Хрустальная Турандот» в номинации «За многолетнее доблестное служение театру» в 2009 году, национальной актерской премии «Фигаро» им. Андрея Миронова в 2015 году, театральной премии «Золотая маска» за выдающийся вклад в развитие театрального искусства в 2017 году и международной премией Станиславского за вклад в развитие российского театра в 2019 году. В 2018 году он был награждён премией Федерации еврейских общин России «Скрипач на крыше» в почетной номинации «Человек-легенда».

Начало работы в театре

В 1957 году Александра Ширвиндта приняли в труппу Театра имени Ленинского комсомола (сейчас это Московский государственный театр «Ленком»). Он проработал там до 1968 года и сыграл около 30 ролей.

Первые годы его деятельности в театре были посвящены спектаклям, таким как «Первая конная», «Товарищи-романтики», «До свидания, мальчики», «Вам 22, старики» и многим другим.

В 1963 году руководитель театра — Анатолий Эфрос — начал работать с Ширвиндтом. При нем он исполнил роли в спектаклях «Чайка» по пьесе Антона Чехова (где сыграл Тригорина), «104 страницы про любовь» и «Снимается кино» по произведениям Эдварда Радзинского, а также «Мольер» по романам Михаила Булгакова (Людовик) и многие другие спектакли.

Леонид Каневский в роли маркиза де Лессака (слева) и Александр Ширвиндт в роли короля Людовика Великого в спектакле Мольер Анатолия Эфроса, 1967 год

Когда в 1968 году Ширвиндт перешел в Театр на Малой Бронной за Эфросом, где уже год как работал режиссёр. На этой сцене он сыграл в крупных спектаклях, таких как «Ромео и Джульетта», «Как вам это понравится» и многих других.

В 1970 году Ширвиндт стал частью труппы Театра сатиры. Артист делился: из-за этого его некоторые коллеги обвинили в предательстве своего учителя Анатолия Эфроса. Однако он уверял, что не предавал никого, а просто осознанно принял решение, взвесив все «за» и «против». После этого они расстались без скандала и взаимных упреков.

Театр сатиры

Первой ролью Ширвиндта в Театре сатиры стал граф Альмавива в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» по пьесе Бомарше. Он вышел на сцену всего после трёх репетиций. Ранее эту роль играл Валентин Гафт, который оставил театр из-за конфликта с худруком Валентином Плучеком. В связи с этим требовалась замена, и выбор пал на Ширвиндта.

Когда Валя (это был Валентин Гафт) ушел из спектакля, другие артисты — мои близкие друзья, Андрюша Миронов, Марк Захаров и Михаил Державин — уговорили Плучека взять меня из другого театра, где я работал на Малой Бронной. Мое введение в спектакль, да ещё и на место Гафта, проходило через трудности: всего три репетиции, и я волновался, — вспоминал артист.

Спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро» стал одним из самых известных в театре, а в 1973 году была зафиксирована его телеверсия.

Михаил Державин (слева) и Александр Ширвиндт во время спектакля Ревизор в Театре сатиры, 1974 год

В роли актера Ширвиндт будет служить в Театре сатиры 30 лет, принимая участие в других значимых замечательных спектаклях — «Обыкновенное чудо», «Ревизор», «Клоп», «Горе от ума», «Трехгрошовая опера» и многих других.

Я завидую актёрам, для которых роль в театре — это весь смысл жизни, которые не мыслят себя вне сцены. У меня же таких чувств не было, — делился Александр Ширвиндт в интервью.

С первых дней работы в Театре сатиры он также начал заниматься режиссурой. В 1970 год вместе с Марком Захаровым он поставил спектакль «Проснись и пой!» по пьесе Миклоша Дьярфаша. В дальнейшем Ширвиндт поставил более 20 спектаклей, включая «Нам — 50!», «Маленькие комедии большого дома» (вместе с Андреем Мироновым), «Недоросль», «Молчи, грусть, молчи…», «Андрюша» и многие другие.

Художественный руководитель театра

В 2000 году Александр Ширвиндт стал художественным руководителем Театра сатиры. На тот момент ему было 66 лет. Он заменил Валентина Плучека, который занимал этот пост с 1957 года, оставив должность по причинам здоровья.

Худрук театра — это особая профессия. Я знал много гениальных режиссёров, которых не жаловали как худруков. Я же попал в эту должность по необходимости. У меня нет никаких амбиций, — делился Александр Ширвиндт в интервью. В 2009 году он с иронией отметил, что больше всех недоволен руководством театра.

Основу репертуара при Ширвиндте как худруке составляли кассовые комедии, классика и современные пьесы. Он сам ставил такие спектакли, как «Слишком женатый таксист» по пьесе Рэя Куни, «Кошмар на улице Лурсин» по пьесе Эжена Лабиша, «Средства от наследства» по мотивам пьесы Реньяна, «Дураки» по произведению Нила Саймона.

В 2013 году на сцене театра была восстановлена постановка «Бешеные деньги», ранее поставленная Андреем Мироновым.

Ширвиндт приглашал много режиссёров, чтобы они ставили свои спектакли в театре: Роман Виктюк (с «Реквиемом по Радамесу»), Нина Чусова («Лисистрата»), Сергей Арцибашев («Орнифль», «Чествование»), Андрей Житинкин («Распутник», «Идеальное убийство», «Хомо эректус», «Роковое влечение»). Новые актеры, такие как Фёдор Добронравов, Игорь Лагутин, Олег Вавилов, Максим Аверин, Елена Подкаминская и другие, также пришли в труппу театра в эти годы.

Оцените статью
BeautyBarShop
Добавить комментарий