На глазах молодой студентки рождался великий Театр Современник. Девушка, полная замираний и восхищения, наблюдала за театральными звёздами – Олегом Ефремовым, Галиной Волчек и Игорем Квашей. Вместе с сокурсниками она часто перемещалась поблизости, соглашаясь участвовать в любых делах – будь то работа в массовке или перемещение декораций.
Алла Покровская
Алла Покровская всю свою жизнь провела в тени, и даже на афише спектакля, в котором она играла в паре с известным коллегой, однажды было упомянуто только имя Олега Табакова, хотя она была важной частью постановки. Она была не только женой и матерью, но и наставницей многих прославленных артистов, звезд экрана и театра. Тем не менее, ее значительный вклад в искусство, особенно в театральное, остался в основном незамеченным, несмотря на то, что она мастерски перевоплощалась в разные роли.
Алла Борисовна Покровская родилась 18 сентября 1937 года в Москве. Ее родители посвятили себя сценическому искусству: отец, Борис Покровский, работал оперным режиссером, а мать, Анна Некрасова, была актрисой и работала в детском театре.
По воспоминаниям Аллы, ее родители не мыслили себя вне творчества и проводили много времени в театре, оставляя детей — Аллу и её младшего брата — на попечение нянь. Порой с ними оставался и дедушка по материнской линии, который читал им настолько серьёзные произведения, как «Мёртвые души» и «Илиада», оставляя незабываемые впечатления.
В течение своего взросления Алла всё больше погружалась в волшебный мир театра. Во время войны Покровская путешествовала вместе с матерью и театральной труппой. Позже, будучи школьницей, она часто посещала концерты, смотрела фильмы и театральные постановки. Неудивительно, что театральная мечта охватила её воображение.
Однако её отец был категорически против выбора дочери, утверждая, что у неё нет необходимых данных для достижения успеха в актерской деятельности. Эта неуверенность оставила глубокий след на протяжении всей её карьеры; даже достигнув популярности, Алла Борисовна ощущала, что во многом уступает своим коллегам.
В юности, прислушиваясь к родителям, Покровская поступила в педагогический институт, где проучилась всего год. Однако глядя на страдания дочери, её мать посоветовала ей присоединиться к самодеятельному театральному коллективу. Именно там она начала готовиться к поступлению в театральный вуз.
Мечтай о Школе-студии МХАТ, которой её отец называл недосягаемым для неё идеалом, Алла решила проходить прослушивания в тайне от родителей, сообщив им только перед финальным этапом. В результате её изначально зачислили вольным слушателем, а уже позже, после семестра учёбы, приняли на курс.
Театр
Будучи студенткой, Алла стала свидетелем создания театра Современник. Главный режиссер и душа этого театра, Олег Ефремов, часто приглашал студентов Школы-студии МХАТ помогать в организации спектаклей. Покровская вместе с сокурсниками работала над декорациями и наблюдала за репетициями таких известных артистов, как Игорь Кваша, Галина Волчек и Евгений Евстигнеев.По ее признанию, этот период дал ей опыт, который оказал влияние на её дальнейшую карьеру.
После окончания Школы-студии МХАТ Алла вступила в труппу Современника, исполнив свою давнюю мечту – стать частью театральной сцены. В этом театре она проработала 45 лет, и за это время в репертуаре появились спектакли по произведениям великих авторов, включая Генрика Ибсена, Уильяма Шекспира и Максима Горького. Искренность игры Покровской оставляла немало зрителей равнодушными, завоевав множество поклонников.
На рубеже столетий Аллу пригласили в Московский театр Олега Табакова, где она сыграла в спектакле «Идиот» по произведению Фёдора Достоевского. Образ Елизаветы Прокофьевны оказался для Аллы Борисовны вполне удачным и убедительным.
Спустя всего 18 дней после рождения своего сына Михаила Ефремова, Покровская вернулась к театру. Позже она признавалась, что не смогла уделить должного внимания воспитанию своего сына, поступая так, как когда-то её родители. Тем не менее, это не помешало Михаилу вырасти талантливым артистом.
В чем-то родители Аллы были правы – Ефремов не был искусен в семейной жизни. Несмотря на свою неприхотливость в повседневных делах и отсутствие требований к супруге, все его мысли были сосредоточены на театре, который занимал в его жизни первое место. Некоторые проблемы актрисе приходилось решать самостоятельно, без поддержки мужа, однако она ни разу его не упрекнула, понимая всю мощь его увлечения искусством.
Тем не менее, брак артистов закончился разводом. Официально он продлился 16 лет, но фактически знаменитости жили вместе только 8. После расставания они сумели сохранить дружеские отношения, и Алла Борисовна всегда отзывалась о Ефремове с теплом.
После развода
Поздние годы Покровская с радостью наблюдала за успехами своих внуков. Старшие дети Михаила Ефремова, сыновья Никита и Николай, выбрали актерский путь. Дочь, Анна Мария, решила стать филологом. Младшие наследники знаменитого актёра – Борис, Вера и Надежда – на момент смерти бабушки были ещё слишком маленькими, чтобы определиться с выбором профессии. Самая младшая внучка появилась на свет уже после ухода Аллы Борисовны и была названа в ее честь.
Биография
Алла Покровская родилась 18 сентября 1937 года в Москве. Её отец Борис Покровский – известный актёр и оперный режиссёр. Мать Анна Некрасова – режиссёр детского театра. В детстве Алла росла в атмосфере творчества и с раннего возраста проявила интерес к театру. Однако её родители были против её стремления стать актрисой. Она начала заниматься танцами и театральной деятельностью, но успехи не радовали родителей, которые считали, что у нее нет сцены таланта.
После окончания школы Алла поступила в педагогический институт, выбрав специальность филолога, но проучилась там только год. Она не оставляла надежду на карьеру в театре и в итоге поступила в московскую школу-студию МХАТ, которую успешно завершила в 1959 году.
Будучи студенткой, Алла стала свидетелем создания нового театра Современник. Олег Ефремов часто звал студентов МХАТа для помощи в организации спектаклей, что позволило ей активно участвовать в процессе установки декораций и наблюдения за репетициями таких актеров, как Игорь Кваша, Галина Волчек и Евгений Евстигнеев. После завершения обучения на МХАТе Алла Покровская вошла в официальную труппу Современника и проработала в этом театре на протяжении 45 лет.
В 1979 году актриса начала преподавать в Школе-студии МХАТ и вскоре достигла звания профессора. В 2004 году Алла Покровская присоединилась к труппе Московского художественного театра имени Чехова. Однако она не оставила сцену родного Современника. В 2000-х годах актриса взяла участие в таких спектаклях, как Крутой маршрут, Виндзорские насмешницы и Аккомпаниатор.
В 2004 году Алла Покровская была удостоена награды «Чайка» в номинации «Лучший актерский дуэт», получив её вместе с Андреем Мягковым за роль в пьесе «Мещане».
Кроме театра, Алла Покровская много снималась в кино. У актрисы есть несколько десятков различных ролей. Среди её самых запоминающихся фильмов можно выделить «Июльский дождь», «Следствие ведут знатоки», Семейная мелодрама, «Кодовое название Южный гром», «Охота на лис», «Крутой маршрут» и «Высоцкий. Спасибо, что живой», в котором она сыграла мать Владимира Высоцкого.
В декабре 2018 года Алла Борисовна была госпитализирована с выраженными болями в спине. Однако её сын, звезда советского кино Михаил Ефремов, отметил, что Покровская проходила плановый медицинский осмотр: «Никаких инцидентов не было. И то, что нас не пускали, это полный бред. Это стандартные физиотерапевтические процедуры планового характера. У нас всё хорошо, всё в порядке.»
Алла Покровская ушла из жизни 25 июня 2019 года. К моменту её ухода ей было 81 год.
Личная жизнь
Личная жизнь Аллы Покровской не складывалась сразу. О первом замужестве актрисы известно немного, поскольку саму Аллу этот период не беспокоил, и имя её первого мужа остаётся загадкой.
Вторым избранником Аллы Борисовны стал актёр и режиссёр Олег Ефремов. В одном из интервью Покровская делилась тем, что ухаживания Ефремова застали её врасплох. Вскоре пара стала жить вместе, и когда стало ясно, что Алла ждёт ребёнка, Олег сделал ей предложение руки и сердца.
10 ноября 1963 года родился их сын Михаил Ефремов, который выбрал путь актёра и начал свою кинокарьеру с 12 лет.
Театр
Создание нового театра Современник совпало со временем учёбы Аллы. Олег Ефремов, ставший главой театра и его ключевой фигурой, был тогда молод и энергичен. Когда ему требовалась помощь в организации спектаклей, он приглашал артистов студии МХАТ. Будущие актёры устанавливали декорации и наблюдали за репетициями известных артистов, среди которых были Игорь Кваша, Галина Волчек и Евгений Евстигнеев. Алла особенно восхищалась работой Евгения Евстигнеева, получая бесценный опыт, полезный в дальнейшей жизни.
Получив диплом, Покровская вошла в официальный состав Современника. Она достигла своей мечты стать актрисой театра, но сваливаться на лавры было рано, и ей нужно было зарабатывать себе авторитет. В этом театре Алла провела 45 лет, её Игра в спектаклях нравилась зрителям, которые отмечали её искренность. Крупные театральные критики выделяли её работы в пьесах «Старшая сестра», «Вкус черешни», «Традиционный сбор», «На дне», «Оглянись во гневе».
С 2004 года покровская демонстрирует своё мастерство на сцене МХТ имени Чехова, где играет в спектаклях «Господа Головлевы», «Дом», «Мещане», «Дыхание жизни», «Изображая жертву». В этом же году Алла Борисовна была награждена высокой наградой – «Чайка» в категории «Лучший актерский дуэт». Награда была вручена за совместную работу Покровской и Андрея Мягкова в пьесе Горького «Мещане».
Не обходились без Аллы и постановки на родном Современнике. В начале XXI века она участвовала в спектаклях «Крутой маршрут», «Аккомпаниатор», «Виндзорские насмешницы». В этот период актриса решила попробовать себя в роли режиссёра. Её постановки «Ромео и Джульетта», «Бабье царство», «Косметика врага» были признаны очень успешными.
Фильмы
Покровская всегда считала, что театральная деятельность занимает главное место в её жизни. Тем не менее, она не отвергала кино, и её фильмография насчитывает несколько десятков ярких ролей. Каждая работа актрисы запомнилась зрителям. Фотография Аллы Покровской украшала коллекцию каждого уважающего кинолюбителя.
Кинокритики высоко оценили особенно удачные роли Аллы в фильмах «Июльский дождь», «Семейная мелодрама», «Следствие ведут знатоки», «Охота на лис», «Крутой маршрут». Многие зрители отметили её игру в картине «Высоцкий. Спасибо, что живой», где она сыграла мать знаменитого поэта и певца.
Всю себя отдавала Ефремову
Алла Покровская была скромной и интеллигентной не только на сцене, но и в семье. Не каждой женщине под силу так жертвовать собой. «Я ему не мешала,» — говорила она о Олеге Ефремове много позже. Возможно, именно поэтому они смогли сохранить добрые отношения даже после развода. Разрыв, совпавший с уходом Ефремова из Современника, она восприняла спокойно. Она продолжила преподавать в Школе-студии МХАТ на его курсе и на протяжении всей жизни восхищалась им как учителем, актёром и режиссёром, в то время как себя не считала идеальной супругой или хорошей матерью.
Через 18 дней после рождения Михаила я снова вышла на сцену, — вспоминала Алла Борисовна. — Я никогда не занималась им так, как стоило бы, но тогда мне казалось, что это нормально, поскольку и у меня не было чёткого примера; мои родители тоже редко уделяли мне время, что не помешало нам любить друг друга. Я была уверена, что если у тебя такие родители, то можно расти, как трава, и в итоге стать достойным человеком. Сейчас я понимаю, что это не так.
Стоит отметить, что в её жизни была еще дочь Ефремова от гражданского брака с Ириной Мазурук. Настя часто проводила время у отца и отдыхала с новой семьёй в актерском санатории в Мисхоре. Позже, когда у неё ухудшились отношения с матерью, она даже переехала жить к отцу.
Когда меня не было в Москве, я переехала и заняла комнату Михаила: его отправили к дедушке, — делилась Анастасия в интервью. — Можно представить, какое удивление испытала новая жена папы, когда вернулась с гастролей и увидела 20-летнюю падчерицу со всеми вытекающими последствиями: шумными вечеринками, поздними возвращениями. Не знаю уж, было ли это благодаря её терпению или моей отчаянной наглости, но я не ощущала её недовольства.
Настя не чувствовала ревности к новой жене отца и воспринимала её как подругу, с которой можно беседовать. Она искренне считала, что Алла и её отец хорошо подходят друг другу, и делала вывод, что покровская всю себя отдавала Ефремову.
Лучшая мама, прекрасная мачеха
Я счастливо не способна хранить в памяти негативные моменты, — говорила когда-то Алла Покровская. Это, возможно, подсознательный метод самосохранения. Поэтому в моей жизни было очень мало обид, а в религии и человеческих отношениях я много приобрела, — признавалась актриса. 18 сентября 2017 года, ко дню её 80-летия, о ней также написал Александр Калягин:
Дорогая Аллочка! Как же я хотел заманить тебя в свой театр, хотел, чтобы ты помогла мне. Хотя бы своим присутствием ты бы немножко подтянула моих ребят, но, как видно, не судьба, и мне очень жаль.
Моя дорогая! Ты интеллигентнейшая и добрейшая из людей, такие, как ты, встречаются очень редко, особенно в нашей актерской среде. Возможно, это связано с тем, что ты дочь великих родителей, ты обладаешь настолько высоким достоинством и благородством.
Достоинство и благородство проявляются в том, чтобы скромно проживать свою жизнь, исполняя свою судьбу и любя близких. Коллеги по МХТ выражали соболезнования: «Мы все сегодня осиротели». Анастасия Ефремова написала в соцсетях: «Аллочка Покровская, моя прекрасная мачеха, прощай.»
Михаил успел сказать важные слова о маме, пока она была жива: «Мою маму я очень люблю, боюсь и преклоняюсь перед ней. Для меня она абсолютный авторитет во всём. Никто не критикует меня так сильно, как мама, и никто не любит меня так, как она. Я загадал единственное желание – чтобы во всех жизнях и мирах моей мамой была Алла Покровская.»
Любимый муж
Алла Покровская была дважды замужем, хотя имя её первого мужа осталось неизвестным, и сама актриса предпочитала не обсуждать эту тему. Второй брак Аллы с актёром и театральным режиссёром Олегом Ефремовым оказался долгим и счастливым. Они поженились после того, как узнали о скором рождении ребенка. До этого артисты недолго встречались и вскоре стали жить вместе.
Ефремов славился романами и умением быстро завоевывать сердца женщин.
Родители Аллы были шокированы её выбором. Что может дать ей этот ветреный мачо? Артисты, по их мнению, были ненадежными людьми.
Однако Алла Борисовна прекрасно понимала, за кого выходит замуж. Беспомощный в быту Ефремов, для которого театр был смыслом жизни, был ей абсолютно родным и понятным. Она сама была такой же преданной своей работе.
Сын Михаил
Когда родился сын Михаил, Алла вернулась к театру через 18 дней. Она не могла уделить много времени своему ребенку, и ей казалось, что такое решение вполне нормальное. Она основание строила на том, что её собственные родители также иногда оставляли её на попечение бабушки и полноценно видели ее только во время отпусков.
Советуем прочитать: Елизавета Боярская: Запреты звездного отца, слава вопреки всему и счастливый брак красавицы-актрисы.
Постепенно, с течением времени, Покровская начала сожалеть, что Михаилу не хватало её материнского внимания. Отца в их жизни, впрочем, практически не было: Ефремов четко заявил, что театр важнее, чем сын. Покровская же выбрала театр и с этого момента активно занималась воспитанием сына сама.
Покровская и Ефремов прожили вместе 16 лет, что стали временем совместного творчества и уважения. Алла больше не вышла замуж, посвятив остаток жизни единственному сыну, который продолжил актёрскую династию, и своим любимым внукам, которых у знаменитой бабушки удалось собирать целых шесть.
Михаил Ефремов начал сниматься в кино в возрасте 12 лет. Он стал успешным актёром театра и кино. Кроме таланта, он унаследовал отца любовь к романтическим увлечениям и имел множество связей, оставив после себя множество наследников.
К сожалению, в последнее время Алла Борисовна страдала от болезней. Она ушла из жизни 25 июня 2019 года, когда ей было 82 года.
Если публикация вам интересна, пожалуйста, оставляйте комментарии и ставьте лайки.
Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.