Большие надежды: артисты Игорь Цвирко и Кристина Кретова о том, что ждет российский балет

Перед новым сезоном балета «Щелкунчик» в Большом театре артисты Игорь Цвирко и Кристина Кретова поделились своим опытом по поводу совмещения творческой карьеры и семейной жизни, а также рассказали о своих достижениях за прошедший год.

Игорь Цвирко

Для тех, кто хочет разобраться в мире балета, Игорь Цвирко рекомендует начать с коротких и динамичных постановок или тех спектаклей, которые имеют глубокую смысловую нагрузку. В родном театре, Мельпомене, он настоятельно советует обратить внимание на такие произведения, как «Светлый ручей», «Дон Кихот», «Укрощение строптивой», «Герой нашего времени» и «Спартак». После просмотра этих спектаклей, по его мнению, зрители с высокой вероятностью захотят вновь посетить театр и познакомиться с другими произведениями.

Игорь Цвирко появился на свет 25 августа 1989 года в подмосковном Одинцове в семье Геннадия и Зои Цвирко. На момент его рождения у родителей уже была старшая дочь Ирина, которая увидела мир 24 июня 1985 года и впоследствии продолжила обучение в Московском государственном университете приборостроения и информатики.

Детские годы Игоря прошли в Беларуси, откуда родом его родители. Его родители встретились в одной школе в деревне Омговичи Слуцкого района, где учились, затем поженились и переехали в Подмосковье. Путь Игоря к балету начался благодаря его родителям — поскольку семья не могла позволить себе финансовую обеспеченность, чтобы занять ребенка, его отдали сначала на занятия в спортивную секцию в родном городе. Именно там педагоги заметили у Игоря способности к танцам и советовали перейти в балетную секцию.

Моя мама всегда говорила, что я с энтузиазмом мчался на занятия, как будто у меня были крылья. В нашем доме была девочка, которая пыталась поступить в Московское хореографическое училище, и ее мама сообщила, что в училище объявился набор для моего года. Мы решились попробовать, и меня приняли! — такими воспоминаниями делился Игорь Геннадьевич.

Целый год его родители возили Игоря в Москву на Фрунзенскую набережную, где он занимался на курсах хореографии и затем поступил в Московскую государственную академию хореографии, став одним из лучших студентов. По признанию артиста, в МГАХ ему повстречались великолепные преподаватели. Среди них была Надежда Вихарева, методист, которая очень любила творчество легендарного Рудольфа Нуреева и даже поддерживала переписку с ним. Она способствовала формированию у Игоря глубокого понимания танца, заложила академическую базу и привила понимание дисциплины. В старших классах Игорь попал под руковоство Александра Бондаренко.

Балет

Выпускник академии хореографии с отличием в 2007 году посвятил свою карьеру Большому театру. В 2013 году он стал солистом, в 2014-м — первым солистом, в 2015-м — ведущим солистом и мастером сцены, а в 2022-м — премьером. Его наставниками выступали Михаил Лавровский и Александр Петухов, а в настоящее время он обучается под руководством Александра Ветрова.

Игорь Цвирко и Евгения Саварская

Цвирко стал первым исполнителем партий Гортензио в «Укрощении строптивой» на музыку Дмитрия Шостаковича (хореография Жан-Кристофа Майо), Лаэрта в «Гамлете» (музыка Шостаковича, постановка Деклана Доннеллана и Раду Поклитару), Печорина в «Герое нашего времени» Ильи Демуцкого (часть Бэла, хореография Юрия Посохова, режиссер Кирилл Серебренников), Беглеца в «Ундине» Ханса Вернера Хенце (хореография Вячеслава Самодурова) и других значительных ролях.

Среди его выдающихся партий можно найти Злого гения в «Лебедином озере», графа Альберта в «Жизели», Солора в «Баядерке», Абдерахмана в «Раймонде», Хозе в «Кармен-сюите», а также Спартака в «Спартаке» Юрия Григоровича. Тем не менее, особенно значимой для себя артист считает роль Рудольфа Нуреева в одноименном спектакле Кирилла Серебренникова:

Роль Нуреева — это одна из тех ролей, которые остаются с тобой на протяжении всей жизни, даже после ее завершения. Этот спектакль преодолел множество препятствий, он был создан с такой страстью, что я чувствую себя, возможно, не олимпийским чемпионом, но человеком, который хотя бы раз в жизни стоял на олимпийском пьедестале.

Первой наградой Игоря стала серебряная медаль Международного конкурса артистов балета, полученная в 2013 году. В 2016 году журнал Dancing Times Magazine признал его лучшим танцовщиком месяца, а в 2017-м журнал «Балет» вручал ему приз «Душа танца» в категории «Звезда». Бывший студент Александра Бондаренко образовал лучшую балетную пару на фестивале Dance Open вместе с Екатериной Крысановой, а также неоднократно номинировался на «Золотую маску» за свои выступления в «Ундине», «Ромео и Джульетте» и «Парижском веселье».

Это интересно:  Пушистые шмели перевернули жизнь. Арина Ростовская — о TikTok, комплексах и пародиях

В сезоне 2017/2018 он работал в труппе Венгерской национальной оперы, за время которого совершил успешные гастроли в Нью-Йорке и принимал участие в таких спектаклях, как «Веселая вдова», «Дон Кихот», «The Vertiginous Thrill of Exactitude» и «Trois Gnossiennes». В январе 2019 года Игорь официально вернулся в Большой театр.

Существуют ли спектакли, которые могут сравниться по значимости с «Щелкунчиком», с вашей точки зрения? Например, «Спартак» вызывает множество восторженных отзывов, хоть это и совершенно разные произведения.

И.Ц. Ничто не может быть важнее и красивее этой истории перед Новым годом, однако в течение сезона, безусловно, есть знаковые спектакли, такие как «Спартак» и «Лебединое озеро».

К.К. По значению трудно найти аналог, но по нашим личным предпочтениям — это спектакль «Зимняя сказка», который мы с Игорем всегда ждем с нетерпением! Я согласна, что «Спартак» — это действительно мощный балет, созданный гением Юрия Григоровича.

Игорь, вы не только Премьер Большого театра, но также являетесь продюсером мероприятий. В этом году вы реализовали три проекта — два в Москве и один на Кипре. У вас не возникало желания создать собственный новогодний спектакль?

И.Ц. Да, желание есть. Мне хотелось бы поставить по-настоящему удивительное представление, которое было бы интересно для всех возрастных групп. Я стремлюсь создать современную историю, которую смогут понять как маленькие дети, так и подростки и взрослые. Мы точно реализуем это в следующем году. Обещаю.

Кристина Кретова и Игорь Цвирко фото № 2

К.К. У Игоря масса интересных и новаторских идей. Мы с нетерпением ждем множество разнообразных проектов в следующем году.

Мы находимся в очень непростых условиях, которые трудно себе вообразить. На этот раз под санкции оказались все, включая искусство. Я слышал, что ваши гастроли отменены. Как вы считаете, искусство выживет и останется интернациональным?

ЦВИРКО

Искусство всегда находит возможность выжить, несмотря на любые трудности. Это подтверждает история: даже глобальная пандемия вызвала новый виток развития искусства в новых формах. Я уверен, что искусство обладает силой объединять людей.

КРЕТОВА

Я не переживаю из-за отмены гастролей, надеясь, что это временное обстоятельство. Подобное уже случалось ранее. Искусство выживет, это очевидно. Есть известная пословица: «Русский балет впереди планеты всей», и я горжусь тем, что являюсь частью этого.

Большие надежды: артисты Игорь Цвирко и Кристина Кретова о том, что ждет российский балет (фото 3)

Большие надежды: артисты Игорь Цвирко и Кристина Кретова о том, что ждет российский балет (фото 4)

Вы упомянули о новых направлениях искусства после пандемии.

ЦВИРКО

Да, я имею в виду, например, изобразительное искусство. Картины, а также другие визуальные работы начали активно переходить в мир NFT. Балет же также стремится развиваться в сторону цифровизации, используя новые технологии, такие как VR. У меня есть несколько интересных идей, которые можно было бы с успехом реализовать. Единственное, что нужно для этого — это найти инвесторов (улыбается).

Как пандемия трансформировала десятилетнюю дружбу солистов Большого театра в любовь: Кристина Кретова и Игорь Цвирко

Их часто называли одной из самых красивых пар Большого театра, однако в течение 10 лет Кристину Кретову и Игоря Цвирко связывали исключительно дружеские отношения. У каждого из них была своя личная жизнь, дети и общая любовь к балету. Но во время пандемии, когда многие пары не смогли вынести испытания совместной жизни в условиях изоляции и расстались, солисты Большого театра лишь осознали, что их отношения изменились навсегда.

В балет за взятку

Кристина Кретова. / Фото: www.zdravrussia.ru

Кристина родилась и росла в городе Орле, где тогда не было балетной школы, но существовала хореографическая студия, в которую девочку не хотели брать. Преподавателям при просмотре не понравились короткая шея и недостаточная растяжка юной балерины. Однако сама Кристина не особенно расстроилась, но её мама мечтала о том, чтобы дочь танцевала. Она, взяв банку дефицитного растворимого кофе, пошла договариваться, и эта взятка сыграла решающую роль в том, что Кристину Кретову приняли в студию. Через три года преподаватель посоветовал маме отвезти дочь в Московскую академию хореографии.

Это интересно:  Артем кошман личная жизнь Интервью

Кристине было тогда всего 10 лет, и она не представляла, насколько кардинально изменится её жизнь. Однако ей пришлось пройти строгий отбор, когда из 80 претенденток выбрали лишь двух девочек. Она переехала в интернат, и её день начинался с уроков хореографии в 9:00, затем шли обычные предметы, и после — занятия хореографией и фортепиано до 18:00. Между уроками и отбоем у юных балерин оставалось время лишь на выполнение домашних заданий и ужин.

Кристина Кретова. / Фото: www.operaplus.cz

Для них не существовало жизни вне интерната, возможно, поэтому и оставались самые преданные ученицы, кто совершенно не представлял свою жизнь вне балета. За полгода до окончания академии Кристина получила приглашение в «Кремлёвский балет», где танцевала на протяжении семи лет. Поняв, что достигла максимума в данной труппе, она приняла решение перейти в театр имени Немировича-Данченко по приглашению его художественного руководителя Сергея Филина. Когда он позже пришёл в Большой театр, Кретова последовала за ним. В конце концов, на прослушивании её приняли единогласно.

Кристина Кретова испытала счастье, ведь она, как и многие балерины, мечтала выступать на легендарной сцене, едва ли не с момента поступления в хореографическую академию. Однако, став частью труппы Большого театра, она даже не могла представить, что судьба приведет её к человеку, который сначала станет её другом, а впоследствии — мужем. До этого момента она никогда не поднимала тему своей личной жизни, но успела побыть замужем, родила сына и рассталась с отцом своего ребенка.

Видеть цель

Игорь Цвирко. / Фото: www.foto-ram.ru

Игорь Цвирко родился и вырос в Одинцово, где и начал посещать хореографическую студию, которую родители привели его с единственной целью — чтобы не сидел без дела. В итоге мальчик серьёзно увлёкся балетом и в 10 лет поступил в академию хореографии. К моменту выпуска Игорь целеустремлённо нацелился на работу в Большом театре и совсем не хотел думать о том, что может не пройти отбор. Тогда никто не воспринимал его как будущего классического танцора, многие считали, что он станет народным артистом или актером, поскольку его интересовал именно актёрский подход к ролям.

Жилет, брюки, лоферы Ermenegildo Zegna, ЦУМ collect

СЕРГЕЙ: В процессе подготовки к первому проекту в Америке, который подразумевал концертное исполнение оперы «Руслан и Людмила» в костюмах Валентина Юдашкина, мне пришлось продать свою квартиру в Москве. Этот проект закончился провалом, так как я не знал законов рынка и не имел необходимых связей. Моя записная книжка была пуста, теперь же она заполнена. Забавный случай случился в 2019 году, когда во время гастролей театра Бориса Эйфмана в Нью-Йорке, со мной рядом сел крупный афроамериканец и спросил, не я ли продюсер спектакля. Когда я представился, он рядом со мной спросил, не знакомы ли мы. На что он ответил, что нет, но передает большой привет от бывшей хозяйки квартиры в Москве, помните, японская пианистка, которая её у вас купила? Я ответил, что собираюсь вернуться в Москву и, может быть, она продаст её обратно. Да, конечно, с ценой в два миллиона долларов. А я продал её за 50 тысяч долларов. И я абсолютно уверен, что эти деньги были потрачены правильно.

СЕРГЕЙ: При Советском Союзе Госконцерт занимался вывозом на гастроли Большого театра, Мариинского театра, который тогда назывался Кировским. С распадом Союза театры начали работать напрямую с иностранными агентами, ценник изменился. Невозможно было больше платить артистам копейки, поэтому вывозить 200 человек труппы становилось чрезмерно сложно и дорого, чтобы кто-то взялся за это. Переезжать каждый день из города в город невозможно, необходимо оставаться в одном месте на неделю. Более того, сами театры поняли, что гастроли не являются обязательными — здесь можно заработать не меньше. Гастроли трансформировались в имиджевый инструмент. Поэтому нужно было находить новые, более компактные форматы. И в тот момент у меня не было статуса агента и команды. Я все наращивал постепенно. К 2000 году мы уже гастролировали в 10 городах Америки, а позже вышли на британский рынок. При этом я продолжал привозить свои проекты в Россию, что было важно. За «Красоту в движении» в 2009 году мы получили три «Золотые маски». И, когда ты только начинаешь как продюсер.

Это интересно:  Жадная Орбакайте, Триггер, диеты, пластика: как живет Светлана Иванова

Игорь Цвирко

Игорь Цвирко

Игорь Цвирко

Жилет, брюки, лоферы Ermenegildo Zegna, ЦУМ collect

ИГОРЬ: Вы уверены, что мир просто ждет ваш проект (смеется). На самом деле, для меня решающим моментом стало то, когда я перевел деньги за аренду театра. Когда ты уже придумал программу, нашел людей, выбрал сцену и смог найти для нее место в расписании даже посреди сезона. И тут тебе говорят: вы заключили аренду или нет? И вы понимаете, что пути назад нет. Если вы отмените, ваши деньги пропадут, кроме этого, придется заплатить неустойку. Это то, что вы натанцевали за многие годы. И вот вы принимаете решение: проект будет. Независимо от того, как, но я найду деньги. Кстати, у меня до сих пор на Авто.ру заведена карточка для продажи моей машины с ее данными — остается только нажать кнопку «продать». И начинающему продюсеру никакие организации и учреждения не готовы выделять деньги. Я прекрасно это понимаю, но готов доказать, что мне можно доверять и что можно сотрудничать в будущем. Это как когда при приеме на работу требуют опыт работы от трех лет. А где этот опыт взять? Теперь я понимаю, что фандрайзингом нужно заниматься как минимум за полгода до реализации проекта, а также осознавать, какое значение имеет презентация и как важен нетворкинг. В повседневной жизни я человек склонный к застенчивости. Мне приходится преодолевать много внутренних барьеров. Я искренне благодарен людям, которые поддерживают меня. Большое спасибо моему сопродюсеру Екатерине Дементьевой за замечательные проекты на Кипре. И, конечно, моей жене Кристине (ведущая солистка Большого театра Кристина Кретова. — Прим. The Blueprint) за веру в меня и поддержку в каждом шаге. Кажется, что в России найти финансирование — это просто, но вспомните фразу из одного из фильмов Marvel: с великой силой приходит великая ответственность. Так обстоит дело: с большими деньгами приходит огромная ответственность. И это ответственность продюсера. Я очень быстро просматриваю свои сообщения на телефоне и вижу, что отовсюду, из Маврикия, из Чили и других мест приходят просьбы о танцах. И всем нужно ответить, при этом нужно репетировать и выполнять свои прямые обязанности артиста балета. Поэтому на вопрос, когда же ты отдыхаешь? Я отвечаю: на сцене. Потому что именно там я точно знаю, что нужно делать.

СЕРГЕЙ: Если полностью посвятить себя продюсированию, будет проще. Необходимость быть и там, и тут требует много сил и времени. Есть репетиции, нужно учитывать репертуар.

Свитер Chmps Parisse, ЦУМ

ИГОРЬ: Да, это действительно много сил. При этом необходимо держать в голове успешные продажи билетов, как идет реклама, кто что танцует и до последнего момента решать, куда поместить декорации. В процессе мне Александр Могилев говорит: «Хочу на сцене камень». Я отвечаю ему: «Саша, занимайся этим сам». Для меня проект «Демон» очень важен, все должно быть на высшем уровне, а уже потом мы как-то разберемся с вопросами финансов и остальными. Вот мы приезжаем на репетиции. А там оказывается, что камень — это 6 метров в длину и 2 в высоту. И мне необходимо взаимодействовать с этим предметом с максимальной свободой, как говорит Саша, на высоте двух метров. На сцене нет места для камня, поэтому мы репетировали в студии, а полноценная репетиция с камнем пройдет лишь одну ночь перед премьерой, в то время, когда будет проводиться работа над освещением. У меня будет полчаса, чтобы попробовать — это идеально, но 10 минут тоже подойдет. Это требует тщательного обсуждения параметров освещения и дыма, с техниками, которые сообщают Саше: «Так как вы хотите, вряд ли получится». А он отвечает: «Меня устраивают только уверенные результаты». Необходимо не бояться и продолжать работать. И точка.

Игорь Цвирко

Оцените статью
BeautyBarShop
Добавить комментарий