С 2002 года Эльвира Данилина начинает преподавание в Саратовском театральном институте, а с 2005 года активно занимается театральной режиссурой.
Эльвира Данилина
Благодаря своей выразительной внешности, актриса Эльвира Данилина в молодости часто исполняла роли принцесс и царевен. В настоящее время она является одной из самых известных театральных режиссеров и педагогов в Саратове. Многие россияне знают Эльвиру Игоревну не только благодаря её театральным достижениям, но и в связи с её личной жизнью — она была первой женой известного актёра Сергея Пускепалиса.
Будущая звезда Саратовского театра имени Ивана Слонова родилась в последнем сентябрьском месяце 1965 года в Саратове. Несмотря на то, что в настоящее время численность населения города на юго-востоке европейской части России увеличилась на сто тысяч человек по сравнению с годом её рождения, последние годы наблюдается тенденция к сокращению этой численности.
Информация о детстве Данилиной остаётся весьма скромной. Её бабушка работала уборщицей в ателье, и маленькая Эльвира, приходя к ней на работу, развивала свою фантазию, наблюдая, как бездушные серые манекены преображаются в стильные наряды, которые создавали портные.
После того как Эльвира получила аттестат о среднем образовании, она поступила в местное театральное училище. Её однокурсником стал Сергей Казаков, в настоящее время руководящий Пензенским драматическим театром, а наставником Данилиной был Григорий Аредаков. Во время её обучения училище было присоединено к Саратовской государственной консерватории, что дало ей возможность получить более глубокое знание и понимание театрального искусства.
Личная жизнь
Свадьба Эльвиры и Сергея Пускепалиса состоялась за неделю до его призыва в армию. Вскоре после его демобилизации их брак распался. Актриса в одном из своих интервью связывала причины развода с их юношеской неопытностью, недостатком готовности идти на компромиссы и прощать друг другу недоразумения.
Эльвира больше не выходила замуж, но стала матерью и воспитывает дочку. В интервью, которое она дала на стыке 2009 и 2010 годов, актриса говорила, что ей не нравятся в мужчинах мелочность и занудство. Она также отметила, что дата смерти каждого человека предопределена высшими силами, и данный жизненный этап — это лишь начало чего-то нового, которое может быть как захватывающим, так и страшным. Судя по свежим фотографиям, Эльвира и сейчас не утратила своей привлекательности, сохранив её с молодости.
Блистательная глубинка
— Эльвира Игоревна, к сожалению, актеры провинциальных театров сегодня не могут похвастаться вниманием властей. Была ли для вас неожиданной награда от Президента России?
— Я благодарна, что мой многолетний труд не остался незамеченным, и правительство решило высоко оценить мои усилия. На самом деле ордена, медали и почетные звания не просто сваливаются на актёров с небес. Для их получения нужно собрать внушительный пакет документов, включая рекомендации от театров, городской администрации и правительства области.
Мы живем в провинции не на широкую ногу и не обласканы особыми привилегиями. Поэтому такие награды, как звание заслуженного или народного артиста России, приносят удовлетворение и показывают, что наша творческая жизнь не проходит бесследно.
Хотя есть артисты, которые уже давно выступают против подобных регалий, и это вызывает активное обсуждение в прессе и среди творческих людей. Возможно, если будем отменять все звания, то скажем: «Все мы из одной категории — все мы служители искусства». В Саратове есть большое количество талантливых и трудолюбивых артистов, которые достойны самых высоких похвал и наград. И когда на целый регион выделяется лишь одно почётное звание в год, это выглядит, по моему мнению, несправедливо.
Тем временем, столичные артисты имеют гораздо больше шансов сниматься в кино, переходить из театра в театр и становиться заметными медиа-персонами. В то же время мои коллеги в глубинке работают не менее активно и блестяще.
На самом деле на театральном Олимпе много звезд. Одни светят ярче, так как больше доступны для взоров, в то время как другие расположены чуть в стороне, но по своему блеску ничем не уступают.
— Наверное, известные интернет-ресурсы буквально на следующий же день отреагировали на ваше событие?
— Действительно, в онлайн-сообществах я получила множество искренних поздравлений, за что очень признательна людям. Давно я не наслаждалась тем количеством великолепных слов и комплиментов!
Но мы живем в эпоху, которая, к сожалению, не располагает к глубокому размышлению. Время становится всё более сжатым, и общественные отношения тоже. Люди чувствуют постоянное напряжение. Это иногда приводит к нервозности и неуверенности. У некоторых самоутверждение происходит через троллинг. Порой поражаешься, когда незнакомцы позволяют себе писать в комментариях откровенную грубость и глупости. Ребята, работайте над собой, берегите себя, потому что зависть и злость съедают человека изнутри. Заботьтесь о своей внутренней экологии. Возможно, вам стоит задуматься о перепрофилировании и начать писать любовные романы? Говорят, это хороший способ избавиться от своих проблем. Обнимаю вас всех!
Хозяйка торжеств
— Из всех актрис саратовских театров именно вам доверили вести масштабные официальные мероприятия…
— Я даже не помню, когда это произошло впервые, так давно это было. С тех пор мне удалось провести множество торжеств как городского масштаба, так и регионального. Со стороны может показаться, что всё просто: вышли на сцену, прочитали текст с актёрской выразительностью, но на самом деле важно не потерять ритм мероприятия. Никто не должен заметить, что вас, например, уже начал беспокоить позвоночник или устают ноги в туфлях. Каждый новый выходящий артист на сцену сразу связывает взглядом с ведущим и ожидает знака — продолжаем ли, или же всё в порядке, либо пора уходить.
В такие моменты чувствуешь себя хозяйкой сцены, и на тебя возлагается огромная ответственность.
Иногда всё идет не так, как задумано: кто-то из-за кулис жестом сигнализирует, что не нужно объявлять следующего выступающего, потому что данный человек не приехал. И тут же необходимо быстро сориентироваться и представить следующего актёра. Реакция должна быть быстрой, как у вратаря: если на долю секунды отвлекся, то мяч уже в воротах. При этом никто в зале не должен заметить задержку. Подобная деятельность очень дисциплинирует и закаляет актёра.
Иногда происходят забавные ситуации. Например, мы с Игорем Баголеем вели День энергетика в Балакове. После слов: «Благодаря энергетикам в наших домах есть свет,» зал неожиданно погрузился в кромешную темноту. Мы стоят на сцене, и не можем даже пошевелиться, так как ничего не видно. И тут, за кулисами, начинают мелькать фонарики. Игорь Михайлович, человек с чувством юмора, не растерялся и быстро пошел за кулисы, а мы продолжили вести мероприятие… при свете фонарей.
Как исправить ошибки молодости и 30 лет оставаться примерным семьянином: Сергей Пускепалис
Подписывайтесь на нашу рассылку и получайте один раз в день самую читаемую статью. Становитесь частью нашей аудитории в Facebook и ВКонтакте.
Сергей Пускепалис — один из самых закрытых представителей актерско-режиссерской среды. Он медленно устанавливает контакты с людьми, крайне редко даёт интервью и предпочитает не углубляться в обсуждение своей личной жизни. Тем не менее, он следует главному принципу — не подводить своих педагогов и близких. Сергей нашёл свой путь в искусстве и своё счастье не с первой попытки, что делает его жизненные уроки особенно ценными.
География жизни
Сергей Пускепалис родился в Курске, однако география его жизни и карьеры оказалась весьма обширной. Отец Сергея, литовец Витаутас Пускепалис, работал геологом, поэтому их семья много путешествовала по стране. Мать будущего актёра родом из Приднестровья, её национальность — болгарка.
Сергей провел детство на Чукотке, где театров не было, но была обширная библиотека отца. Уже в начальной школе Сергей прочитал множество книг и определился с тем, что хочет стать летчиком. Отец часто брал сына с собой на службу в центральный аэропорт Чукотки, где Сергей с интересом наблюдал за взлетами и посадками самолётов и слушал захватывающие рассказы pilots.
Однако, когда семья переехала в Железноводск, у Сергея появилась новая страсть: он записался в драматический кружок и неожиданно стал увлекаться театром. Мечты о сцене постепенно вытеснили его давнюю мечту стать летчиком. Именно в этом кружке он впервые увидел Елену, которая была младшей сестрой его одноклассницы. Она казалась ему очень молодой и нежной, и тогда у Сергея не возникло никаких романтических мыслей.
После окончания школы юноша поступил в Саратовское театральное училище на курс Юрия Киселева. Получив диплом, он сразу был призван на службу в военно-морской флот. После демобилизации вернулся в Саратов, где начал работать актёром в театре и успел жениться на Эльвире Данилиной, также выпускнице театрального училища в Саратове.
Сегодня оба актёра не любят вспоминать о своем первом браке. Похоже, они тогда поспешили связать свои жизни. О причинах их расставания они также не говорят, так как у обоих теперь своя новая жизнь. Лишь иногда Эльвира Данилина в интервью упоминала, что им не хватило жизненной мудрости и опыта, чтобы сохранить молодую семью.
Повторное знакомство
Сергей иногда приходил в Железноводск, где жили его родители, и заглядывал в ту самую театральную студию, в которой когда-то увидел магию искусства впервые. Именно там состоялось его второе знакомство с Еленой. Девочка подросла, получила образование геолога и стала намного привлекательней.
Эльвира ДАНИЛИНА: Меня спасает работа
Работа в театре для Эльвиры Данилиной никогда не прекращалась, что подтверждает её аккаунт в Instagram, где можно увидеть множество фотографий с репетиций. В феврале этого года в театре планировалась премьера популярной пьесы Дмитрия Данилова «Человек из Подольска», где Эльвира играла единственную женскую роль — харизматичную женщину-полицейского. Однако, время для репетиций оказалось недостаточным, и режиссёр из Санкт-Петербурга Игорь Коняев отложил премьеру на весну. Тогда никто не знал, что театры в Саратове вскоре закроются из-за карантина, который продлится до новогодних праздников. Несмотря на это, актеры продолжали репетировать.
В роли женщины-полицейского в спектакле «Человек из Подольска»
Параллельно с новой ролью актрисе также пришлось работать со своими студентами. В этом году Эльвира выпускает курс, и забот у неё хватает.
— Когда театр закрылся, а театральный институт перевёл занятия онлайн, я продолжила работать, и, возможно, это и помогло, — делится Эльвира. — Мы занимались по интернету, я много медитировала и проводила прямые эфиры в Instagram, где общалась с зрителями и читала драматургические и прозаические произведения. У меня сформировалась интересная аудитория, и мне это нравилось.
Сейчас у актрисы значительно меньше свободного времени. Этой осенью её студенты представили два дипломных спектакля на Малой сцене в формате «открытой четвертой стены». Это комедия «Адам женится на Еве» немецкого драматурга Руди Штраля и «Август. Графство Осейдж» классика американской драматургии Трейси Леттса.
— Так вышло, что у нас осталось в курсе всего два мальчика, поэтому пришлось подбирать такой материал, который, с одной стороны, отражал бы проблемы молодого поколения, а с другой — подходил бы моим студентам, — объясняет Эльвира. — По пьесе Руди Штраля в 80-х был создан милый фильм с Еленой Цыплаковой и Александром Соловьевым, но мы не живем в эпоху милоты, поэтому я решила говорить о проблемах любви, взаимоотношениях и о способности взять ответственность за другого человека на современном языке молодёжи. Вторую дипломную работу ставил мой помощник, выпускник 2010 года, основатель и главный режиссёр театра StrelerTheatre в Москве Максим Николаев. Это не целиком пьеса из-за ограниченного количества студентов, но так как этот проект мы начали ещё на 3-м курсе, мы не стали от него отказываться. Мы очень надеемся, что зрители смогут увидеть оба спектакля в ближайшее время.
Ученики Данилиной в спектакле «Адам женится на Еве»
Хотя бы при удачном стечении обстоятельств поклонников творчества Эльвиры Данилиной весной ожидает ещё один сюрприз: это французская комедия абсурда «Деньги как дождь» Себастьяна Тьерри, которую Данилина ставит на Малой сцене в стиле, не совсем привычном для русской театральной школы. Пьеса повествует о супружеской паре, на жизнь которой неожиданно обрушивается большое количество денег, что становится для них настоящим испытанием. Главные роли в спектакле, как планируется, сыграют Валерий Малинин, Светлана Москвина, Александра Коваленко и Александр Каспаров. Хотя подробности о новой работе Эльвира Данилина пока хранит в секрете из суеверия, известно, что одной из главных изюминок постановки станет её необычная форма.
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Путешествие в другой мир
Известные актеры Саратовской драмы Эльвира Данилина и Сергей Сосновский снялись в новом фильме Валерия Тодоровского.
– Эльвира, давайте начнем с самого начала.
— В последнее время в театре у нас постоянно проходили кастинги для набора актеров в кино и рекламу. К нам часто приезжали агенты, продюсеры и фотографы. Однажды в наш театр приехала фотограф из Мосфильма. Следует отметить, что на Мосфильме произошла колоссальная реорганизация с приходом Карена Шахназарова. Я была на Мосфильме в 1993 году — всё было в упадке, запустении. А сейчас киностудия выглядит как полноценное предприятие. Шахназаров не забыл и об актёрах. Осознавая, что одни и те же столичные артисты кочуют из фильма к фильму и из сериала в сериал, новый глава Мосфильма решил искать новые лица, таланты и имени. Под управлением Мосфильма начали формировать централизованную картотеку досье и фотографий актеров, проживающих далеко от столицы. В эту базу попали и мы. Через несколько месяцев, непосредственно от Валерия Тодоровского, к нам в театр прибыли Ирина Третьякова и Татьяна Талькова. Ирина работала вторым режиссером с Бодровым-старшим и Говорухиным, а Таня, к слову, была вдовой погибшего певца, не имея с ним ничего общего.
Обе просмотрели все спектакли нашего театра и даже задержались ещё на два дня, чтобы увидеть спектакль «Долгая и счастливая жизнь». Наша труппа была плотно охвачена вниманием, но ничего нового в своей судьбе я от этого визита не ожидала. А в конце мая, когда театр гастролировал в Балаково, раздался звонок из дома. Моя дочь сообщила, что Таня из Мосфильма звонила. Я перезвонила и узнала, что меня и Сергея Сосновского утвердили заочно на роли в новом фильме Валерия Тодоровского. Безусловно, я сразу сообщила об этом Сергею Валентиновичу, и он был безумно рад, мы вместе отправились в Москву. Сосновский, в отличие от меня, сомневался, что всё пройдет успешно.
Но нас встретили тепло и дружелюбно. Как только мы вошли в кабинет на Мосфильме, нас ожидал сюрприз. На стене висело уведомление: «Набор актеров на съемки фильма Тодоровского завершен». Рядом находились фотографии утверждённых актеров. Я сразу увидела Сосновского, но своей фотографии, к сожалению, не обнаружила. Ну что ж, бывает, подумала я, выполнила свою миссию — отвезти Сосновского в столицу и, собственно, могу быть свободна. Позже выяснилось, что с моей фотографией что-то не так, её неудачно приклеили к стене. В итоге её нашлось и торжественно исправили.
С фотографией всё прояснилось, и теперь мы сидели и ожидали разъяснений от режиссера. Несмотря на то, что нас заочно утвердили, возникли мысли: не разочаруется ли он, увидев нас лично? В этот момент вошел Валерий Петрович. На его молодом лице нельзя было угадать, что ему 42 года — он выглядел как подтянутый мужчина в джинсах и свитере, в очках. Поздоровавшись, он окинул нас интересным взглядом и обменялся парой фраз с коллегами, после чего вышел. В этот момент мы почувствовали панику: может, мы не понравились ему как актеры.
Ирина Третьякова, которая куда-то сбежала, вернулась с контрактами: «Ребята, подписывайте, вы утверждены». Москвичи позже с доброй иронией подшучивали над нами: мол, саратовские думали, что будут проверять их навыки здесь, делать сценки.
Позже Тодоровский сказал: «Вы оказались гораздо лучше, чем я ожидал». Мы с Сергеем получили черновой вариант сценария и уехали домой. А 1 августа нас пригласили на съемки на Беларусьфильм (между прочим, аренда в Мосфильме очень дорогостоящая, и поэтому многие предпочитают другие студии).