Татарская княгиня со шрамами в жизни: нескромная жизнь Ренаты Литвиновой

Затем Рената написала сценарий для одной из новелл киноальманаха Муратовой под названием «Три истории», а также исполнила в этой ленте главную роль — девушку по имени Офа, которая испытывала ненависть ко всему окружающему. Работая в архиве больницы, она занималась отслеживанием судеб детей, от которых отказались родители. Эта картина была удостоена специального приза жюри на Кинотавре в 1997 году, что подтвердило ее высокую художественную ценность и общественное признание.

Рената Литвинова

Рената Литвинова — российская театральная и киноактриса, режиссер, сценарист, известная широкой публике своим уникальным стилем, а также оригинальной манерой общения. Ее харизма проявляется не только в жестикуляции, но и в приглушённом голосе с легкой хрипотцой, а также в нестандартной структуре предложений, в которых она порой создает удивительные и выразительные афоризмы.

Актриса родилась в Москве в семье медицинских работников. Ее день рождения соответствует знаку зодиака Козерог. Отец, Мурат Аминович Вергазов, имел благородное происхождение и принадлежал к древнему княжескому татарскому роду. Однако, вскоре после появления на свет дочери, семья распалась, и матери, Алисе Михайловне, которая на тот момент работала хирургом, приходилось сильно трудиться, чтобы обеспечить себя и свою дочь.

Творческие наклонности у Ренаты проявились уже в раннем детстве. Она занималась народными танцами, легкой атлетикой, а также увлекалась литературой, сочиняя небольшие истории и рассказы. Кроме того, она завершила обучение в музыкальной школе при консерватории, что свидетельствует о разнообразии ее талантов.

Тем не менее, как сама утверждает актриса, она испытывала глубокие комплексы и неуверенность в себе. Маленькая Рената чувствовала стеснение из-за своего имени (отец назвал ее в честь своего брата Рината), роста, скромной одежды и отсутствия отца рядом.

Рената Литвинова

После завершения школы в 1984 году Литвинова поступила во ВГИК, чтобы развивать свои литературные способности в области сценарного мастерства. Среди ее сокурсников на сценарно-киноведческом факультете были такие личности, как Александр Баширов, Рашид Нугманов и Иван Охлобыстин. В то время на обучение сценаристов, как правило, поступали молодые люди, поэтому яркая блондинка сразу привлекла к себе внимание — ее часто приглашали участвовать в учебных и дипломных фильмах. Таким образом, она смогла развить свой узнаваемый стиль актерской игры.

Однако дипломный проект Ренаты, сценарий под названием «Принципиальный и жалостливый взгляд Али К.», был оценён экзаменационной комиссией довольно низко и отправлен на доработку. Но уже первый сценарий, который она написала во время стажировки, был успешно освоен в производстве. По этому сценарию в 1992 году была снята драма режиссера Валерия Рубинчика под названием «Нелюбовь», которая позже стала первой кинолентой в истории свободного российского кинематографа.

Фильм «Нелюбовь» оказался успешным на международном фестивале в Берлине и на Кинотавре, а операторское мастерство за фильм было отмечено двумя наградами — Золотым овном и Никой.

Фильмы

Актерское начало Ренаты связано с работой режиссера Киры Георгиевны Муратовой, которая разглядела в актрисе большой потенциал и пригласила ее сняться в своей ленте «Увлеченья». Творческое сотрудничество между Муратовой и Литвиновой через три года продолжилось в киноальманахе «Три истории», где Рената выступила как автор сценария и актриса в одном из эпизодов.

Образ эксцентричной и утонченной медсестры Офы стал своего рода визитной карточкой Ренаты, а ее пространные монологи о жизни стали быстро разлетаться по цитатам. Спустя более чем четверть века фраза «Этому миру я поставила бы ноль» по-прежнему остается актуальной в обществе.

Следующим значимым успехом Ренаты стал фильм Валерия Тодоровского «Страна глухих», сценарий которого был написан на основе повести Литвиновой «Обладать и принадлежать». В 2000 году к популярности Литвиновой как актрисы добавился новый уровень, когда она сыграла в мелодраматическом киноромане Александра Митты «Граница. Таежный роман». Роль медсестры Альбины Ворон, загадочной и утонченной женщины, напоминающей экзотическую птицу в глухом таежном городе, стала как нельзя лучше подходящей для этой необычной артистки.

Рената Литвинова и Михаил Ефремов

В этом же году Рената начала свою карьеру как режиссер, выпустив первый документальный фильм «Нет смерти для меня», который исследовал судьбы нескольких людей и стал последним фильмом Нонны Мордюковой. Лента деликатно и медленно обнажала реальную жизнь советских актрис.

В 2002 году вышел фильм «Небо. Самолет. Девушка», написанный по сценарию Ренаты, где она также сыграла главную роль. Эта работа стала дебютом Ренаты как продюсера. Спустя два года сотрудничество с Кирой Муратовой возобновилось в проекте «Настройщик», а в 2004 году на экраны вышел полнометражный художественный фильм «Богиня: как я полюбила» — режиссерская работа Ренаты.

В 2004 году Рената Литвинова появилась в эпизоде фильма британского режиссера Питера Гринуэя «Чемоданы Тульса Люпера: моавитская история». Эта роль оказалась непростой, потому что сниматься женщине пришлось без верхней одежды. Она испытывала стеснение, поскольку только что родила ребенка и еще не успела полностью восстановиться. Тем не менее, режиссер убедил ее в том, что физическая форма Ренаты идеально подходит для этой сюжетной линии.

Это интересно:  Рассел Кроу: голливудский дебошир с большим сердцем

Спустя три года Литвинова сыграла в драматическом фильме «Жестокость». Хотя лента получила смешанные отзывы от кинокритиков, сама Рената удостоилась премии MTV Russia Movie Awards в категории «Лучший кинозлодей» за свою игру.

В середине 2000-х Литвинова снялась в приключенческом сериале «Диверсант» и в комедии Алексея Балабанова «Жмурки». Режиссер остался доволен ее работой над образом секретарши Кати, и вскоре актрисе поступило новое предложение.

Фильм 2006 года «Мне не больно», в котором Артистку пригласил Алексей Балабанов, был отмечен кинокритиками на нескольких фестивалях. За роль золотоволосой Таты, для которой знаменитости пришлось сбрить брови, Рената была удостоена сразу нескольких наград.

В 2007 году Кира Муратова сняла картину «Два в одном», основанную на сценарии Литвиновой, а сама Рената приняла участие в съемках, сыграв одну из ролей. На следующий год появилась на свет фильм-концерт «Зеленый театр в Земфире», в котором она стремилась раскрыть все волшебство живого выступления Земфиры Рамазановой (внесенной в реестр иноагентов Министерством юстиции РФ) в Зеленом театре парка имени Горького.

Фото: Рената Литвинова

Рената Литвинова фото 1

  • Рената Литвинова фото 2

  • Рената Литвинова фото 3

  • Рената Литвинова фото 4

    Биография Ренаты Литвиновой

    Рената Литвинова

    Рената Муратовна Литвинова — самобытная актриса, сценарист, режиссер, икона стиля и известный персонаж светской хроники, которая в первой половине 2000-х годов завоевала популярность благодаря своему умению сочетать в работах философские размышления, глубокую пластику чувств и частицы безумия. За ее неподражаемую мимику, уникальную манеру поведения и артистизм многих называют Ренату Литвинову русской Марлен Дитрих.

    Маленькая Рената Литвинова с мамой

    Рената Литвинова появилась на свет в семье врачей — Алисы Литвиновой и Мурата Вергазова. Её назвали в честь дяди Рината, татарской национальности. Исполнять роль единственного родителя по необходимости вынуждена была ее мама, поскольку отец жил отдельно. «Когда ко мне приходили подруги, я вешала в прихожей какую-нибудь мужскую кепку или пальто, чтобы они думали, что у меня есть отец», — с грустью делилась Рената в интервью. Алиса Литвинова, челюстно-лицевой хирург по специальности, была большой поклонницей кино и часто брала дочку с собой на вечерние сеансы. Однако взрослые фильмы Ренате казались слишком скучными, и мама всегда приносила с собой упаковку яблок, чтобы увлечь ее. Тем не менее, страсть к кино невольно передалась и самой Ренате, которая впоследствии признавалась, что может смотреть фильмы сутками напролет.

    Родители Ренаты Литвиновой: Мурат Аминович и Алиса Михайловна

    «Я помню, как однажды разбила молотком cassette с одним скандальным фильмом, он показался мне таким омерзительным. В целом, я достаточно сильно неравнодушна к кино. Просто ужасно неравнодушна. Можно было и не колотить молотком», — с улыбкой вспоминала актриса. Школьные годы Рената предпочитает не вспоминать, лишь единственное, о чем она рассказывает, это о чувствах беспросветности и одиночества. На переменах она всегда спешила домой, подальше от ровесников и учителей, чтобы окунуться в мир любимых книг.

    В юности Рената много читала, охватывая различные жанры. Наибольшую симпатию у неё вызвали произведения Николая Гоголя и мама книжка «Большая медицинская энциклопедия». «Помню, что между страницами были вложены гибкие грампластинки как учебное пособие, например, о «Шизофреническом бреде». Вот всё это я обожала изучать», — вспоминала она о своем увлечении чтением.

    Карьера Ренаты Литвиновой

    Литвинова с юных лет проявляла интерес к созданию нестандартных историй, насыщенных философским содержанием. В начале 90-х, ее идеи начали активно использовать режиссеры. Например, во время своей стажировки сценарий Литвиновой был взят на работу, и в 1992 году режиссер Валерий Рубинчик снял фильм «Нелюбовь», который впоследствии называли первой кинолентой в истории свободного российского кинематографа. Это произведение завоевало несколько призов на фестивале в Берлине и Кинотавре, а также получило награды Золотого овна и Ники.

    Рената Литвинова в кино

    Яркая индивидуальность Ренаты с необычной внешностью и манерой общения не могла остаться незамеченной для режиссеров. В частности, Кира Муратова пригласила ее сняться в своей ленте «Увлеченья», вышедшей в 1994 году. Спустя три года они вновь сотрудничали, работая над киноальманахом «Три истории».

    — Мой самый важный урок о жизни, который я почерпнула от Киры, — это умение быть отдельно, оставаться на расстоянии. Иметь мужество выступать против большинства. Способность быть раздражающей и крепко принимать непонимание, продолжая в своем направлении. Она научила меня любить кино, прощать и быть женщиной-режиссером. Она – это мой второй университет, который продолжается уже почти тридцать лет, — делилась Рената своими размышлениями.

    Три истории/ Фото: kino-teatr.ru

    Всероссийская популярность пришла к Ренате с выходом фильма Валерия Тодоровского «Страна глухих». Интересно, что сценарий к этому фильму режиссер создал после прочтения повести Литвиновой «Обладать и принадлежать». В дальнейшем, в 2000 году, состоялся выход киноленты «Граница. Таежный роман», в которой она сыграла роль медсестры Альбины Ворон.

    Это интересно:  Девушка с мужским голосом из группы Чи-Ли. Почему о ней не слышно и как выглядит в 38 лет

    Литвинова осознала, что может не только впечатляюще выглядеть на экране, но и сама снимать. Поэтому в 2000 году она представила документальный фильм «Нет смерти для меня», который поведал о жизни пяти человек.

    В 2002 году Рената рискнула и сняла фильм по собственному сценарию «Небо. Самолет. Девушка», решив также сыграть в нем главную роль. В 2004 году на экраны вышел культовый фильм «Богиня: как я полюбила», в котором она выступила и как сценарист, и как режиссер.

    — Я люблю эксперименты. В начале у меня были большие сомнения, но чем больше шли репетиции, тем больше меня это увлекало. Провал — это тоже большой опыт, он помогает правильно расставить акценты в жизни. Без падений не может быть взлета, — делилась Рената своими страхами и надеждами.

    В 2007 году Литвинова снялась в драме «Жестокость», за которую была награждена кинопремией MTV Russia Movie Awards в категории «Лучший кинозлодей». Затем последовала небольшая роль в культовой комедии «Жмурки» Алексея Балабанова. А вот в картине «Мне не больно» того же режиссера она сыграла главную роль золотоволосой Таты.

    Знакомство с певицей Земфирой (признанной иностранным агентом по решению Минюста РФ) дало свои плоды: Рената предложила создать фильм-концерт «Зеленый театр в Земфире», который был выпущен в 2007 году.

    В середине 2010-х годов вышел фантастический детектив «Последняя сказка Риты», к которому также приложила руку Земфира (также признана иностранным агентом), а также в нем приняла участие Татьяна Друбич, Ольга Кузьмина и другие известные артисты. Киноальманах «Петербург. Только по любви» был представлен зрителям в 2016 году.

    Петербург. Только по любви/ Фото: kinopoisk.ru

    Одной из последних работ Ренаты стал полнометражный фильм «Северный ветер», который основан на одноименной пьесе Ренаты. В этом проекте она также сыграла главную роль.

    Личная жизнь Ренаты Литвиновой

    Красивая актриса всегда пользовалась вниманием со стороны мужчин. Первым её супругом стал российский кинопродюсер Александр Антипов, с которым она состояла в отношениях всего год. Затем последовал роман с бизнесменом Леонидом Добровским, который стал её вторым супругом.

    Александр Антипов/ Фото: kino-teatr.ru

    — Антипов был ярким и импульсивным. Лёня, кстати, тоже был таким. Когда я принимаю кого-то на работу, то всегда спрашиваю, кто он по гороскопу. Антипов — Близнецы. Прекрасный, проницательный, но порой очень непростой, — отметила Литвинова.

    В этом браке у пары родилась дочь Ульяна — она является единственной наследницей Литвиновы. С отцом дочери Рената рассталась в 2006 году. С тех пор о ее личной жизни возникали различные слухи о романах, но ни один из них не был официально подтвержен.

    Дружба с Земфирой*

    В 2006 году Литвинова познакомилась с рок-исполнительницей Земфирой (также признанной иностранным агентом по решению Минюста РФ), с которой у неё возникла крепкая дружба. Их взаимоотношения стали любимой темой обсуждения как поклонников, так и СМИ.

    Земфира много раз принимала участие в проектах Ренаты не только как музыкант, но и как актриса. Именно благодаря их совместной работе были созданы фильм-концерт и несколько саундтреков к разным лентам.

    — Земфира всегда была для меня незаменимым композитором моих фильмов и спектаклей. Для меня нет смысла в поиске кого-то другого — она лучшая. Я не перестаю повторять, что она — абсолютный художник, полностью посвящённый своей музыке. У нее нет ничего важнее этого, — делилась Рената в интервью.

    Литвинова отмечала, что Земфира для неё — близкая подруга и творческий соратник. На все слухи о её личной жизни она отвечает: «У меня есть дочь, как вы можете!?»

    — Я считаю, что Земфира — это такой дар. Я к ней отношусь как к подарку судьбы. Поэтому для меня нет вопросов, кто важнее, — говорит Рената о своей одаренной подруге.

    Фото: соцсети

    Они долгое время жили в соседних домах в Москве, а затем, после начала специальной операции на Украине, перебрались в Париж, где у Литвиновой есть квартира в самом центре французской столицы. Однако летом 2023 года СМИ сообщили о разладе двух звезд, после чего они отписались друг от друга в социальных сетях и даже не поздравили друг друга с днем рождения. Позже Литвинова вернулась в Россию.

    — Я позволила себе многое — сидеть безвылазно, пропустить все встречи, съесть без разбора все, что хочется, — описывала время в Париже Рената.

    Отношения Земфиры и Ренаты Литвиновой

    Рената Литвинова: биография, личная жизнь, отношения с Земфирой

    Уже на протяжении длительного времени в прессе муссируются слухи о романе между Ренатой и ее близкой подругой, певицей Земфирой, с которой она дружит более 15 лет. В средствах массовой информации также появлялись сообщения о якобы зарегистрированном браке между звездой и ее подругой в Швеции.

    Рената Литвинова: биография, личная жизнь, отношения с Земфирой

    Литвинова не раз акцентировала, что с Земфирой у нее исключительно дружеские отношения, и авторам скандальных публикаций она грозила иском.

    Это интересно:  Гоген Солнцев

    Рената Литвинова: биография, личная жизнь, отношения с Земфирой

    «Земфира для дескриптивно старшего магистра — подарок. Таким образом, для меня не представляется возможным вопросом, кто первенствующий», — заявляла Рената.

    Рената Литвинова: биография, личная жизнь, отношения с Земфирой

    Также она неоднократно подчеркивала, что считает свою подругу гением и очень талантливым человеком. Кстати, вместе с Земфирой Рената открыла студию, где обе могут реализовывать свои творческие задумки. По свидетельству Ренаты, она даже мечтает и советует другим: «Главное — назначить мечту».

    Актриса и кинорежиссер

    В 1989 году Рената Литвинова дебютировала в кино, исполнив эпизодическую роль в трагикомедии Аллы Суриковой «Две стрелы. Детектив каменного века».

    В 1994 году Кира Муратова пригласила Ренату сыграть в своей драме «Увлеченья» одну из главных женских ролей — медсестру Лилию. Рената признается, что никогда не считала себя настоящей актрисой и часто отказывалась, когда ее звали сниматься. Но Муратовой отказать не смогла.

    После этой работы Литвинова снялась еще в шести фильмах Муратовой, в том числе в мелодраме «Настройщик» (2004), которая принимала участие во внеконкурсной программе 61-го Венецианского кинофестиваля.

    Рената Литвинова в фильме

    В 2000 году Литвинова сняла документальный фильм «Нет смерти для меня», в котором пообщалась с пятью советскими актрисами — Нонной Мордюковой, Татьяной Окуневской, Татьяной Самойловой, Лидией Смирновой и Верой Васильевой. В фильме Рената задает им вопросы о жизни, кинематографе, личной жизни и смерти. Эта работа стала последней для Нонны Мордюковой.

    Широкую популярность Рената обрела в 2000 году, после выхода на экраны телесериала «Граница. Таежный роман», где она исполнила роль медсестры Альбины Ворон — необычной девушки 25–30 лет, которая страдает от акустического провинциального существования в России. В 2002 году за эту роль она была удостоена Государственной премии России.

    В 2001 году Литвинова снялась в трех фильмах — киноальманахе «Черная комната», фильме «Берлинский экспресс» и криминальной драме «Апрель». В «Черной комнате» она воплотила образ крупье в последнем эпизоде «Гипноз». В Берлинском экспрессе Рената сыграла небольшую роль агента спецслужб, а в 2002 году уже сыграла главную роль в фильме «Небо. Самолет. Девушка».

    В 2004 году вышла полнометражная лента «Богиня: как я полюбила», где Рената выступила как режиссер, сценарист и исполнительница главной роли.

    Рената Литвинова в фильме

    Рената Литвинова в фильме «Богиня: как я полюбила», 2004 год

    В 2005 году Литвинова исполнила небольшую роль в фильме Алексея Балабанова «Жмурки». В 2006 году она снова сыграла у него в ленте «Мне не больно»; за эту роль она получила приз кинофестиваля Кинотавр.

    В 2008 году на экраны вышел полнометражный документальный фильм-концерт Ренаты «Зеленый театр в Земфире», где фрагменты выступления певицы Земфиры (признанной иностранным агентом) чередуются с ее монологами.

    В 2011 году вышла фантастическая картина «Последняя сказка Риты», где Рената выступила в качестве режиссера и сценариста, а также сыграла главную роль.

    Когда я выпустила свой фильм «Последняя сказка Риты», мне пришлось основать кинокомпанию, названную «Запределье». Полная необузданность! У меня есть девиз в творчестве, который я хотела бы пожелать всем: «Маловато безумия, нужно больше!» — делилась режиссер.

    В 2021 году Литвинова представила фантастический фильм «Северный ветер», который посвятила Кире Муратовой. По словам Ренаты, фильм стал неким продолжением ее одноименной пьесы (которая шла на сцене МХТ им. Чехова с 2017 года), но с несколько измененным сюжетом. Слоган картины — «Когда царит великий матриархат». В главной роли снова появилась сама Литвинова, а музыку к фильму написала Земфира.

    Театральные работы

    С 2004 года на сцене МХТ им. Чехова Рената исполняла роль Любови Андреевны Раневской в спектакле «Вишневый сад», а с 2012 года — роль Ромэйн в спектакле «Свидетель обвинения».

    Рената Литвинова в роли Ромэйн в спектакле

    Рената Литвинова в роли Ромэйн в спектакле «Свидетель обвинения», 2012 год

    13 сентября 2017 года Литвинова впервые предстала в качестве театрального режиссера в МХТ им. Чехова, выпустив спектакль «Северный ветер» по своей одноименной пьесе. Главные роли в постановке исполнили Яна Сексте и Софья Заика.

    24 февраля 2021 года на основной сцене МХТ им. Чехова состоялась премьера второй режиссерской работы Ренаты Литвиновой в театре — «Звезда вашего периода». Эта постановка стала оммажем к культовому фильму Билли Уайлдера «Бульвар Сансет».

    Я стремлюсь к великому стилю, к великому кино, в котором каждая работа воспринимается как проект всей жизни и за который стоит бороться до конца. Именно о такой эпохе я ставлю новый спектакль в МХТ по своей пьесе «Звезда вашего периода» — ода уходящей эпохе, рассказывающая о забытой кинодиве, — делилась свое мнение о творческой деятельности.

    30 сентября 2022 года Литвинова представила новый моноспектакль «Кактус» в рамках фестиваля Kured Lendavad на театральной площадке Vaba Lava в Таллинне.

    Оцените статью
    BeautyBarShop
    Добавить комментарий