В ноябре 2020 года Оксана перенесла заболевание коронавирусом, в результате чего была госпитализирована с двусторонней пневмонией. К счастью, заболевание прошло у нее в легкой форме, и она смогла быстро вернуться к нормальной жизни и восстановлению.
Оксана Павловна Ярмольник
Оксана Ярмольник — это как советская, так и российская актриса, театральный художник и дизайнер. Она является автором детской книги и активной создательницей уникальных авторских кукол.
Оксана Афанасьева появилась на свет в Москве в 1960 году. Ее мать, Надежда Трифонова, занималась ведением домашнего хозяйства, а отец, Павел Васильевич Афанасьев-Севастьянов, был вовлечен в область драматургии, создав сценарии для эстрадных артистов.
Вся семья Оксаны была окружена искусством и имела значительные связи в богемных кругах. Дядя Оксаны, художник Павел Соколов-Скаля, пользовался известностью среди профессиональных искусствоведов и коллекционеров графики.
Старшие поколения также отличались известностью в столице. Один из прадедов Оксаны работал импрессарио знаменитого оперного баса Федора Шаляпина, а другой управлял школой танцев, основанной в Москве Айседорой Дункан, и поддерживал знакомство как с ней, так и с поэтом Сергеем Есениным, ее мужем.
Традиция шитья и создания одежды была в их семье обязательной. Мать Оксаны создавала оригинальные игрушки и передала дочери мастерство этого ремесла. Прадед девочки снискал славу лучшего портного столицы, к которому обращались дамы из высшего света и актрисы театров за своими нарядами.
Тем не менее, безмятежное детство Оксаны быстро закончилось. В шесть лет она перенесла тяжелую утрату, когда скончалась ее мама. Воспитанием девочки занялись бабушки и тетя, а отец, стремясь наладить свою личную жизнь, мечтал о появлении мачехи. Однако ни один, ни другой пошаговый шаг не увенчался успехом.
После окончания специальной школы с углубленным изучением французского языка, Оксана не задумывалась о карьере как переводчица или дипломат. Ее истинная мечта заключалась в создании оригинальных предметов интерьера и одежды. В конечном итоге выбор учебного заведения должен был лежать между архитектурным и текстильным институтами. Учитывая, что у Оксаны не было особых способностей в черчении и расчетах, она сделала выбор в сторону текстильного института Москвы и поступила туда в 1977 году.
Однако на факультете прикладного искусства — который считался одним из самых престижных — Оксана проучилась недолго. Едва достигнув совершеннолетия, она разменяла родительское жилье, стремясь отдохнуть от деспотизма и алкогольных эксцессов своего отца. Тем не менее, она продолжала использовать его обширные связи в творческой среде.
Учебу Оксана была вынуждена прервать в 1980 году, когда из жизни ушли два человека, близкие ей и значимые. Она приняла решение взять академический отпуск на год, но вернулась в институт в 1981 году и успешно закончила обучение через два года. Ее коллекция одежды для циркового представления была высоко оценена строгими преподавателями.
Творчество и карьера
Первую официальную работу Оксана получила по распределению после института, взявшись за создание шляп на фабрике «Зарница». Однако продолжительность этого этапа ее жизни оказалась недолгой, поскольку уже осенью 1983 года она ушла в декретный отпуск. Затем два года она работала художником-постановщиком во Всесоюзной дирекции циркового искусства, отвечая за зрелищную часть шоу.
Новый шаг в карьере Оксаны Ярмольник начался в 1987 году, когда она стала работать с театрами в качестве художника по костюмам и постановщика. Первым спектаклем в ее профессиональной практике стал спектакль по рассказам Фазиля Искандера. Примечательно, что Оксана не только разрабатывала эскизы костюмов, но и принимала активное участие в их пошиве.
Вовлечение в творческую атмосферу принесло свои плоды. В 1989 году Оксана сыграла свою первую роль в короткометражном фильме Сергея Газарова, который успешно получила приз на фестивале в Анже.
Следующим этапом в карьере стала работа с Олегом Табаковым в театрах, находившихся под его управлением, начиная с 1990 года. Она занималась разработкой костюмов для таких спектаклей, как «Обыкновенная история», «Ревизор», «Механическое пианино» и «Не все коту масленица».
Когда Оксана не была занята в театре, она находила временные отрезки для своего хобби, связанного с пошивом игрушек. В 1999 году это увлечение переросло в успешный бизнес. Сейчас в ее дизайн-студии создается более 300 видов игрушек по эскизам Оксаны, при этом все изделия отшиваются вручную.
После завершения работы с Табаковым, в 1999 году Оксана присоединилась к труппе Малого театра, работая с режиссером Сергеем Женовачем. В ее интерпретации костюмы для спектаклей «Горе от ума» и «Белая гвардия», которые он ставил в МХТ, были крайне успешными и пользовались популярностью у зрителей.
Многолетний опыт индивидуального пошива одежды для себя и друзей не оказался напрасно. Оксана Ярмольник дебютировала в роли модельера на 13 Международной неделе моды в 2004 году.
Тем не менее, ее настойчивые стремления не ограничивались только этим. В 2005 году она принимала участие в документальном проекте о Владимире Высоцком, а уже в следующем году исполнила роль в фильме Авдотьи Смирновой «Связь», при этом также выступила в роли художника по костюмам в этом проекте.
Оставляя театральные работы, Оксана Ярмольник продолжала проявлять новые аспекты таланта. В 2012 году она написала трогательную детскую книгу «Муська», в которой рассказывается о жизни тряпичной игрушки.
С 2015 по 2020 годы Оксана продолжала активно сотрудничать с театрами, такими как Малый и Русская песня. В настоящее время она уделяет больше времени своей семье, а также продолжает разрабатывать эскизы для новых кукол и одевать их в оригинальные наряды.
Творчество
В молодые годы — с 1983 по 1985 год — Оксана работала художником-постановщиком во Всесоюзной цирковой дирекции, а затем начала сотрудничество с известными режиссерами и сценографами. В ее почетный список входят такие имена, как Олег Табаков, Сергей Женовач, Александр Митта, Борис Мессерер, Александр Боровский и Владимир Фокин.
Ярмольник работала в качестве декоратора, создавая костюмы для множества спектаклей. Среди них можно отметить «Белая гвардия» в МХТ; «Король Лир», «Правда — хорошо, а счастье лучше», «Мнимый больной» и «Горе от ума» в Малом; «От четверга до четверга» в Табакерке; «Дети?!» в Театре на Малой Бронной и «Маленький гигант большого секса» в Эрмитаже.
Творческая биография уникальной москвички включает несколько кинокартин, таких как «Крейзи», «Московские каникулы», «Связь», а также детскую книгу «Муська». 25 декабря 1999 года она открыла свою собственную дизайн-студию, а в 2001 году запустила линию авторских мягких игрушек, которые были представлены на российских и международных выставках. В 2004 году на Неделе моды в Москве она продемонстрировала коллекцию «Ощущения», состоящую из женских нарядов из льна в духе минимализма.
Оксана также активно занимается благотворительностью, будучи членом попечительского совета фонда «Линия жизни» и неоднократно направляя средства на нужды фонда с продажи своих художественных произведений.
Осенью 2020 года она работала над костюмами для премьерного спектакля «Буратино» в Малом театре, а также выпустила книгу «Авторские игрушки Оксаны Ярмольник». Об этом она сообщила на своей личной странице в Instagram (социальная сеть, которая запрещена на территории России, так как принадлежит корпорации Meta, признанной в России экстремистской). На обложке и страницах этого издания можно увидеть фотографии известных российских личностей, таких как Татьяна Тарасова, Евгений Маргулис с женой, Александр Адабашьян, Ирина Розанова и Анна Михалкова.
В настоящее время Оксана Павловна продолжает активно сотрудничать с театрами в столице, радуя поклонников новыми коллекциями своих авторских кукол и одежды для них. К 2022 году она подготовила серию игрушек-тигрят, которые были представлены на выставке «Ладья» в Москве.
Личная жизнь
Известно, что до встречи с Владимиром Высоцким у Оксаны Павловны был жених. Однако их отношения оказались непрочными, и Оксана приняла решение о разрыве, когда познакомилась с мужчиной, который имел репутацию ловеласа.
Последняя любовь Владимира Высоцкого
Коренная москвичка имела репутацию заядлой театралки и старалась не пропускать ни одну премьеры. Именно в комнате администратора Театра на Таганке, куда она зашла во время антракта, чтобы сделать телефонный звонок, и совершилась встреча с Высоцким.
В силу счастливого стечения обстоятельств девочка решила остаться там по причине подруги, несмотря на то, что нужный спектакль был отменен. А Владимир Семенович в тот день не играл на сцене и заехал, чтобы забрать кому-то билеты.
Сраженный красотой девушки, он попросил номер телефона и сразу же пригласил на свой знаменитый спектакль «Гамлет». Однако Оксана уже собиралась на Малую Бронную, поэтому их первое свидание прошло в квартире знаменитого артиста. Во время ужина кавалер галантно ухаживал за дамой, угощал ее вином и изысканными деликатесами, а после провел домой и предупредил, что уезжает в Париж.
Оксана не смотрела на нового возлюбленного как на божество, так как в ее родительском доме часто собирались весьма известные гости. Это была обыкновенная любовь, развивавшаяся на фоне классической романтики. Не используя никакое орудие для сокрытия своих чувств, о их любви знала и Марина Влади, существование которой не влияло на их отношения.
Артист по настоящему восхищался и боготворил свою последнюю любовь, заботился о ней и баловал дорогими подарками. У них было много общего во вкусах, привычках и характерах, словно два родных человека вновь встретились.
Это была какая-то неправдоподобная любовь. Особенно первый год был наполнен безмятежностью. Позже появилось предчувствие беды. Все плохое началось с нового 1980 года. Авария, фильм, который ему «зарубили», фактический уход из театра, ухудшение физического состояния и рост количества наркотиков… — вспоминала Оксана Павловна.
Именно в Бухаре, где произошла его клиническая смерть, Высоцкий произнес слова, ставшие для нее ключевыми. Только избранная осталась с ним в последние моменты его жизни. После его ухода она ни разу не возвратилась в их дом.
Интервью о Владимире Высоцком художник-дизайнер дает нечасто, однако иногда высказывает свои комментарии, если сталкивается с информацией, с которой не согласна. Например, она опровергла слухи о насильственной смерти Высоцкого, заявив, что это не более чем фейк и чушь.
Брак Оксаны Ярмольник с Леонидом Ярмольником
В 1982 году, в том самом месте, где судьба свела ее с легендарным бардом и актером, Оксана встретила своего будущего мужа. После очередной встречи у общих знакомых у них вспыхнула взаимная симпатия.
До этого брака Леонид Ярмольник имел репутацию завоевателя женских сердец и ловеласа, но после встречи с Оксаной он существенно изменился и стал образцовым семьянином. 2 декабря 1983 года у них родилась единственная дочь Александра, продолжившая семейные традиции и ставшая художником по стеклу, окончила Строгановское художественное училище.
По времени теперь Оксана Павловна стала бабушкой — дочь подарила родителям внуков Петра и Павла. Оксана призналась, что мальчики периодически навещают их дом на протяжении трех дней каждую неделю. Остальное время дом наполняется ожиданием их следующего визита.
После знакомства с Володей я поняла, что замуж не выйду
Оксана познакомилась с Высоцким в конце 1977 года, когда ей исполнилось всего 18 лет, и ему было 40. Давным-давно Высоцкий находился на пике своей карьеры — он был трезв, активно выступал с концертами и играл в спектаклях.
После одного из таких представлений администратор Яков Безродный ввел Оксану в круг общения с Высоцким. Знакомство произвело на молодую девушку глубокое впечатление. Она позже замечала, что ощущала к Владимиру непреодолимую притяжение, как магнит.
Через две недели после их встречи она легко запомнила серые волосы на висках Высоцкого.
На тот момент Оксана была уже помолвлена и даже думала о замужестве, однако всего за два часа общения с Высоцким полностью изменила свои мысли.
Когда я вернулась домой после знакомства с Володей, то поняла, что замуж не выйду. Хотя у меня не было никаких предвзятых планов касательно дальнейших отношений с Высоцким, — вспоминала позже Афанасьева.
Марина Влади знала об их отношениях
Их история любви развивалась не стремительно, а была полна романтики и платоники. Афанасьева и Высоцкий часто встречались, ужинали вдвоем и посещали театры. Владимир представил Оксану многим из своих друзей, включая таких знаменитостей, как Александр Абдулов, Иван Бортник, Валерий Янклович и Вадим Туманов. Она также была представлена родителям Владимира — Семену Владимировичу и Нине Максимовне.
Об отношениях между Высоцким и Афанасьевой знала даже Марина Влади. Однако к тому времени их брак уже стал формальным. Тем не менее, разводиться они не спешили. В скором времени Высоцкий и Афанасьева стали жить в совместной квартире.
Ты — моя особенная удача
— Он поддерживал тебя в учебе и интересовался твоими проблемами?
— Его впечатляло, что я могу взять карандаш и за пять минут изобразить что-то на бумаге. Он вообще восхищался людьми, умеющими рисовать, и ужасно завидовал им, как, например, Михаилу Шемякину.
Конечно, он проявлял настоящий интерес ко всему, что меня окружало. Когда он ездил за границу, он всегда спрашивал: «Что тебе привезти?» А так как я шила, я просила: «Привези, пожалуйста, шелковые нитки морковного цвета номер восемь и наперсток».
— На самом деле это непросто, я знаю это на собственном опыте. В Париже всего два специализированных магазина тканей.
— Владимир отвечал в том же духе: «Это легче, чем достать живого крокодила». В итоге он вернулся с коробкой, в которой был набор для рукоделия с ножницами, нитками, иголками, наперстками и прочими полезными вещами. Я с этим набором ходила в институт на занятия по материалам. Мне подруги завидовали, ведь они и не подозревали, какой мне достался подарок с таким вкусом.
За два дня в Германии он умудрился купить мне два чемодана вещей, все были подобраны с необычным вкусом. «Мне важно, чтобы ты каждый день выглядела по-новому», — говорил он. Или же: «А вот это — моя особенная удача». Это могла быть французская сумочка из соломки или другая вещица, которая, по его мнению, мне особенно шла.
Представьте, что я облачилась в эти изысканные наряды от Диора и Ив-Сен-Лорана в то время, когда в стране был дикий дефицит. Бывая в магазинах, я могла увидеть только несколько пар обуви, а у меня было целых восемнадцать пар сапог! Мои подружки смеялись и говорили: «Знакомьтесь, это Оксана, у нее восемнадцать пар сапог».
— Спрашивать о цветах после сапог было довольно неприлично.
— Однажды весной, когда я призналась, что обожаю ландыши, я проснулась от звука щелкающей входной двери. Оказалось, что Володя куда-то убежал. И, конечно, он принёс мне ландыши. Но сколько их было! Они полностью заполнили нашу комнату. Наверняка, он объездил всю Москву, скупая цветы оптом.
в общем, такая невероятная жизнь, насыщенная как его вспышками гнева, так и невероятной нежностью. Это действительно была какая-то неправдоподобная любовь. Первый год прошел в полном спокойствии. Однако позже возникло предчувствие беды.
— А почему именно такой страшный финал? Может, причина в советской власти?
— Конечно, советская власть мешала, но в то же время и помогала. Она придавала жизненные события интригу и конфликт. Это была борьба, острая драматургия. Как в театральной пьесе: чем больше конфликт, тем интереснее смотреть. В наше время нет советской власти, и искусство стало пресным, примитивным и банальным. Свободой нужно уметь пользоваться, а мы пока этого не умеем.
Смерть Володи я воспринимаю как рок, судьбу, от которой не уйдешь. Если бы он не использовал наркотики, он мог бы умереть от сердечного приступа или попасть под машину. Он жил без оглядки, иначе все бы произошло по-другому.
— А что с тобой происходило потом, когда его не стало?
— Это был ужасный год. Я ушла в академический отпуск, подумывая об иммиграции. Меня вызывали в КГБ и пытались завербовать, но я смогла отказаться. Из института меня не выгнали, но в дальнейшем мне ограничили поездки в Болгарию.
К счастью, помогли друзья. Я продолжала общаться с актерами из Театра на Таганке, которые помогали мне с работой, так что я смогла продолжать свое обучение. Два года спустя я встретила Леню — и началась совершенно другая история. Но в моем сердце на всегда осталось ощущение, что Владимир многое предопределил в моей судьбе. Если бы не он, многие вещи сложились бы совсем иначе.
Автор: Людмила Лунина
Леонид Ярмольник и Оксана Афанасьева: нескучный брак, превративший ловеласа в образцового семьянина
Получайте на почту одну самую читаемую статью каждый день. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Леонид Ярмольник и Оксана Афанасьева вместе уже 35 лет. Это два индивидуальных характера, две сильные личности, два лидера, которые нашли друг друга не сразу. Встреча с Оксаной изменила Леонида из непостоянного завоевателя женских сердец в идеального семьянина. Она была последней любовью великого Владимира Высоцкого. Ярмольник стал для нее не только мужем, но и другом, и любовником, и отцом их единственной дочери.
Оксана Афанасьева: жизнь до Леонида
У Оксаны было не самое легкое детство. Ей было всего шесть лет, когда скончалась мама, и это воспоминание оставило глубокий след в ее жизни. В маленьком возрасте она осталась жить с отцом, который в то время был довольно известным литератором. В их дом постоянно собирался народ, а спиртное текло рекой. Оксана училась в одной из самых престижных французских школ, однако каждый день ей приходилось наблюдать за тем, как отец, находясь под воздействием алкоголя, нередко становился агрессивным. Он постоянно пытался найти для дочери идеальную мачеху, не осознавая, что его рано повзрослевшая дочь не нуждалась в замене своей любимой матери.
После школы Оксана поступила в текстильный институт, выбрав профессию художника по костюмам. В какой-то момент ей пришлось принять радикальное решение — разменять квартиру и начать самостоятельную жизнь вдали от отца.
Часто бывая в театре, она не пропускала ни одной премьеры. В один из вечеров в администраторской театра на Таганке судьба свела ее с Владимиром Высоцким. Именно она станет известна как последняя любовь этого великого барда. Ради него Оксана бросает своего жениха, и их отношения продлились яркие два года — последние два года жизни Высоцкого. Он любил ее, боготворил и ушел, когда она была рядом с ним. В тот момент ей было всего 20 лет. А спустя два года после его смерти судьба подарит ей второй шанс полюбить и стать любимой.
Леонид Ярмольник: жизнь до Оксаны
Леонид родился в Приморском крае в семье военного. Учебе он не уделял должного внимания, однако виртуозно играл на аккордеоне и окончил музыкальную школу. В старших классах его увлекло чтение литературы, а затем возникла страсть к театру. После школы он поступил в Щукинское училище.
Работая в Театре на Таганке, он стал сниматься в кино, о котором всегда мечтал. Однако этот мир принял его не одновременно. Фактически его дебют состоялся только в 1974 году в фильме «Ваши права». Слава пришла к нему благодаря роли Феофила в картине «Тот самый Мюнхаузен», а также по множеству юмористических телепередач. Чуть позднее он сыграл множество ярких ролей в кино, покорив сердца зрителей.
В театре у него были выдающиеся роли, в кругу замечательных актеров. При жизни Владимира Семеновича Высоцкого Леонид получил часть его ролей.