«Внутренний круг Дженис знал, что я не ввел её в мир героина. Я не был катализатором этого процесса. Они видели во мне человека, который играл с ней в опасную игру, и я это понимаю. Но я не начинал этой истории. Я не видел игл, кроме как в кабинете врача, пока не встретил её».
Дженис Джоплин
Дженис Джоплин — это выдающаяся американская рок-певица, ныне признанная одной из самых значительных белых исполнительниц блюза и одной из величайших вокалисток рок-музыки в мире. Уникальная энергия и драйв Джо́плин, наряду с ее неповторимым голосом, продолжали вдохновлять поклонников даже после её трагической смерти. Она вызывала противоречивые мнения и дискуссии, но ее талант и страсть к музыке не могли оставить равнодушными никого.
Звезда появилась на свет 19 января 1943 года в штате Техас, в семье, где царили классическая музыка и интеллектуальная литература. Отец, Сет, трудился в торговой компании, но в свободное время погружался в чтение произведений Данте Алигьери и наслаждался классической оперой. Мать, Дороти, посвятила свою жизнь воспитанию детей, хотя в юности ей неоднократно предлагали начать свою певческую карьеру.
К моменту поступления в школу Дженис уже отличалась выдающимися умственными способностями, что нередко вызывало конфликты с одноклассниками. Её неприязненные отношения с ровесниками стали ещё более напряжёнными из-за антирасистских взглядов Джоплин, что в то время в её окружении было совершенно необычным.
Творческие наклонности Дженис проявились довольно рано. Сначала она увлекалась живописью и часто создавалас картины на библейские темы. Позже Дженис присоединилась к полуподпольному кружку молодежи, который изучал современную литературу, блюз и фолк-музыку, радикальные виды искусства. Именно там она начала петь и развивать свои музыкальные способности.
В 1960 году Джоплин поступила в университет Ламар в Техасе, однако проучилась всего три года, после чего решила оставить учёбу, чтобы полностью погрузиться в музыкальный мир. Стоит отметить, что с первых дней учебы о Дженис пошли разговоры, ведь она шокировала окружающих своим экстравагантным стилем — вместо платьев и костюмов, она появлялась на лекциях в джинсах и даже часто ходила босиком по улицам, при этом всегда носила с собой цитру — струнный инструмент. Студенческая газета отметила её необычный стиль: «Она смеет быть непохожей!»
Музыка
Дженис начала выступать на сцене ещё во время учёбы в университете, демонстрируя слушателям удивительный вокал, охватывающий три полноформатные октавы. Первая ее запись в студии стала блюзом What Good Can Drinking Do. Позже, при поддержке друзей, она выпустила альбом The Typewriter Tape.
Переехав в Калифорнию, Джоплин активно выступала в различных клубах и барах, исполняя не только известные блюзовые композиции — такие как Trouble In Mind и Kansas City Blues, но и собственные — например, Long Black Train Blues. В 1966 году она вошла в состав группы Big Brother and the Holding Company. Благодаря ее таланту и харизме, группа вскоре стала лидером американской рок-сцены, а сама Дженис впервые почувствовала, что такое быть в центре внимания и восхищения.
С этой группой она записала два альбома, второй из которых, Cheap Thrills, считается одной из величайших пластинок 60-х годов. Однако, достигнув пика популярности, Джоплин решила покинуть коллектив, стремясь к творческому развитию и новым экспериментам.
Люди, близкие к Дженис, отмечали, что время от времени у нее проявлялись сильные романтические чувства, что иногда подтверждало ее бисексуальность. Одной из её лучших подруг стала Пегги Кассерта. Последним возлюбленным Джоплин был местный хулиган Сет Морган, с которым она даже собиралась узаконить отношения.
Дженис якобы была трезва в течение полугода перед своей смертью
Фонд, организованный Evening Standard/Getty Images
Согласно воспоминаниям, Джоплин была, казалось, в хорошем состоянии примерно за месяц до своей смерти. Она почти завершила свой альбом Pearl, наслаждалась работой с продюсером Полом Ротшильдом и создавая музыку с группой Full Tilt Boogie Band. Кроме того, она была помолвлена с мужчиной по имени Сет Морган и, что самое главное, была чиста от наркотиков уже около шести месяцев на сентябрь 1970 года, как утверждал её дорожный менеджер, Джон Бирн Кук.
Но, несмотря на то, что всё казалось идеально, Джоплин и её группа находились в отеле Landmark в Лос-Анджелесе, когда она записывала Pearl. Для человека, страдающего от известной зависимости к героину, это было худшее место, где можно остановиться, так как отель был известен своей близостью к уличным наркоторговцам. Это был факт, подтверждённый Дэвидом Кросби, гитаристом группы The Byrds и Crosby, Stills, Nash & Young, который упомянул о завышенной доступности наркотиков в своей автобиографии Long Time Gone.
Кук отметил, что желание Джоплин работать над своим новым альбомом могло оказаться недостаточным, чтобы удержать её от соблазна наркотиков неподалеку от отеля. «Есть аспекты записи, которые утомительны, даже если ты действительно взволнован своим продюсером. Даже если ты твоим музыкой и группой,» объяснял он. «Когда Дженис начинала скучать, она снова начинала пробовать наркотики».
Дженис должна была записать вокальные партии для Pearl в день своей смерти
Фонд, организованный Icon And Image/Getty Images
На ночь 3 октября 1970 года всё выглядело так, будто для Дженис все идет по плану, когда она пришла в студию послушать группу Full Tilt Boogie Band с их фоновой партией для песни Buried in the Blues, согласно Ultimate Classic Rock. После того как она сообщила Ротшильду, что вернется на следующий день, чтобы записать вокальные партии, Дженис и её товарищи отправились в Barney’s Beanery на несколько напитков. Затем она вернулась в Landmark Hotel, но на следующий день не появилась на запланированной сессии записи.
Обеспокоенный внезапным отсутствием певицы, Ротшильд позвонил Куку, который в свою очередь попытался связаться с Джоплин, позвонив в её номер в отеле. Когда она продолжала не отвечать, менеджер выехал в Landmark. Именно в её номере его ждало ужасное открытие: Дженис была найдена «лежащей в неудобном положении» с деньгами — четырьмя долларовыми купюрами и двумя четвертями — в руках, а рядом на тумбочке была пачка сигарет. Как описывал Кук в своей книге On the Road with Janis Joplin, она, похоже, купила сигареты в торговом автомате в вестибюле отеля, вернулась в номер и «упала на пол», при этом ударившись головой о край стола, прежде чем успела закурить. Это объясняло травму головы, найденную после того, как её тело было обнаружено.
Умная не по годам, зрелая не по форме
Дженис росла в интеллектуальной и дружной атмосфере с братом и сестрой. В какой-то степени её родители также не походили на типичных жителей Порт-Артура, которые могли бы исповедовать предвзятость и ненависть к другим. Вместо этого, отец увлекался философией, любил классическую музыку и стремился привить своим детям идеи саморазвития. Мать обожала бродвейские мюзиклы и время от времени пела их во время уборки.
Являясь маленькой и улыбчивой девочкой, Дженис интересовалась вопросами религии и познания. Она училась хорошо, сама посещала церковь, рисовала и читала, не вызывая беспокойства у окружающих. Проблемы начались уже позже, когда общественные стереотипы и предвзятости начали проявляться.
С точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана, уретральные женщины имеют иную задачу. В отличие от уретральных мужчин, они не являются вождями, но проявляют свои качества мужской роли в сложных обстоятельствах. Испытывая унижение, такие женщины компенсируют свои недостатки, имитируя ведущую роль. Первой «стаей» для Дженис стали местные друзья. Она вместе с ними совершала поездки в Луизиану, пила, ввязывалась в драки и получала первые сексуальные опыты.
На проводе со Вселенной
Согласно учению о звуковом векторе, это единственный вектор, который не поддается влиянию своего окружения, даже если оно безумное. В человеке эти векторы проявляются по-разному. Поскольку страсть и жизнелюбие уретрального вектора могут резко сменяться отстранённостью звукового вектора, это создаёт уникальные творческие явления. В системно-векторной психологии это называется фазами, где поиск смысла проходит через различные формы самовыражения, от наблюдений за небом до чтения философских трактатов.
Звуковой вектор задает направление внутреннего поиска — это стремление понять первопричину всего существующего. Слово, будь то устное или письменное, а также абстрактные образы являются основным источником смыслов для обладателя этого вектора. С детства человека с звуковым вектором тянет к познанию мира, и он часто ищет смысл жизни и понимает, для чего он пришел в этот мир.
Как звуковик, Дженис не училась нотной грамоте, но её восприятие музыки было уникальным — она могла ощущать тончайшие изменения в ритмике блюза. Она не могла оставаться незамеченной. Закончив школу и поступив в университет, Дженис уже была на обложке местной газеты с заголовком: «Она смеет быть непохожей!»
Бросив учёбу, она собрала свои вещи и уехала с друзьями в Сан-Франциско. Это была не её первая поездка, так как город в то время стал центром контркультуры хиппи. Туда съезжались молодые и стремящиеся к переменам люди, желающие творить, бороться за свободу и быть частью прогрессивных идей.
Друг и менеджер новой группы Big Brother & the Holding Company пригласил Дженис петь, что кардинально изменило её судьбу. Группа быстро становилась популярной в городе, но вне его о ней пока никто не знал. Приглашение выступить на фестивале в Монтерее стало переломным моментом в карьере Дженис Джоплин, когда она впервые вышла на большую сцену.
Джоплин умерла от передозировки героином
Это случилось 4 октября 1970 года, когда Дженис Джоплин опоздала на запись. Сильно обеспокоенный её отсутствием, дорожный менеджер Джон Кук поспешил в её номер в отеле Landmark Motor Hotel в Голливуде, намереваясь её забрать, однако, к сожалению, ему пришлось оставить эту миссию медикам.
Когда он приехал, на парковке находился её автомобиль — Porsche 356 1964 года выпуска, который легко было заметить. Будучи купленным за 3500 долларов, она потратила ещё 500 долларов на то, чтобы её роуди Дэйв Ричардс расписал историей вселенной внешнюю сторону автомобиля всеми цветами радуги.
RM Sotheby’s Джоплин и её узнаваемый Porsche 356.
Когда Кук вошёл в комнату Дженис, он нашёл её мертвой на кровати с мелочью в одной руке и сигаретами в другой. При этом власти также обнаружили бутылки с алкоголем и шприц, однако наркотиков на месте происшествия не оказалось.
По словам коронера округа Лос-Анджелес Тома Ногучи, улики, связанные с наркотиками, были удалены с места происшествия одним из друзей Джоплин, а позднее вернулись, когда стало ясно, что её употребление наркотиков всё равно отразится в токсикологическом отчёте.
Ногучи сделал вывод, что Дженис Джоплин скончалась от передозировки героина, усугубленной алкоголем. Кук предположил, что Джоплин могла принять слишком сильную партию героина, и это предположение не выглядело безосновательным, так как в тот уикенд другие местные пользователи также, по слухам, столкнулись с передозировкой.
Публицист Джоплин Майра Фридман позже проследила последние шаги Дженис. Она проинтервьюировала сотрудников офиса коронера и изучила полицейские материалы, пришла к выводу, что Джоплин купила сигареты после того, как приняла смертельное количество героина.
Аллан Танненбаум / Getty Images Воссоздание смерти Дженис Джоплин.
Офис судебно-медицинской экспертизы округа Нью-Йорк подтвердил, что передозировка героином обычно происходит медленно и стремительно только в сочетании с другими наркотиками. Фридман считала, что Джоплин приняла наркотики, позже вышла в вестибюль отеля за новыми сигаретами, а потом вернулась обратно и покончила с собой. Однако для некоторых, включая Пегги Кассерту, это объяснение казалось неубедительным.
По её воспоминаниям, Казерта прибыли на место вскоре после полиции и увидела безжизненное тело своей подруги. Она много лет спустя размышляла о той сцене: «Я видела, как её нога свисала с кровати», — сказала она. «Она лежала с сигаретами в одной руке и мелочью в другой. Меня это тревожило на протяжении многих лет. Как она могла получить передозировку, а затем выйти в вестибюль и вернуться обратно?»
Bettmann / Getty Images Дженис Джоплин во время выступления на Фестивале мира на стадионе Shea с группой Full Tilt Boogie Band 6 августа 1970 года.
Она годами отрицала эту версию, но всегда думала: «Здесь что-то не так».
Казерта выдвинула гипотезу о том, что причина смерти Дженис Джоплин могла стать несчастным случаем. Она предположила, что крошечный каблук её сандалий застрял в длинноплюйном ковре комнаты. В результате Дженис споткнулась и ударилась носом о тумбочку, после чего уснула и задохнулась от крови. Это объяснение казалось значительно более вероятным — «Золотого стандарта здесь не существует», — сказала она. «Это было абсурдно!»
Некоторые всё ещё оспаривают причину смерти Дженис Джоплин
Когда Дженис Джоплин скончалась, она оставила после себя великолепное творческое наследие, а её вокал стал воплощением коллективных стремлений своего поколения. Она ушла из жизни в цветущем возрасте, присоединившись к рядкам других талантливых исполнителей, чья жизнь также оказалась короткой, известной как «Клуб 27», который включает таких музыкантов, как Джими Хендрикс, Курт Кобейн и Эми Уайнхаус.
Хендрикс умер всего через 16 дней до её смерти. Для некоторых это метафизическая связь со временем, будь то звезды или что-то иное, выглядела абсурдной.
Комната 105, где умерла Дженис Джоплин, заполнена сообщениями поклонников и мемориальной доской.
По мнению некоторых, это всё выглядит шокирующе — «Хендрикс попал в аварию, а вот насчёт Джоплин пока никто не знает», — говорил он тогда. «Я уверен, что кто-то бросает и-цзин, или перелистывает страницы какой-то книги, смотрит в звезды и говорит: «Я знал это, я знал это»».
После смерти Дженис Джоплин в 1995 году она была введена в Зал славы рок-музыки, а в 2005 году удостоилась пожизненной награды Грэмми. Даже в нынешнем отеле Highland Gardens, где она погибла, она запомнена медной табличкой в шкафу номера 105. В то время как её жизнь продолжается быть объектом восхищения, причина её смерти становится почти второстепенной вопросом:
«Имеет ли это значение спустя столько времени? Возможно, в каком-то смысле — не имеет, — размышляла Казерта о причине смерти Дженис Джоплин. Но важна правда, а правда в том, что она не умерла от передозировки. Я уйду в могилу, веря в это. Боже, я была там много раз».
Пегги считает, что Дженис умерла из-за травмы, полученной в результате падения
Когда Пегги попала в номер Дженис, полиция ещё не оградила его. Кассерта не хотела заходить в комнату, так как не желала видеть тело своей подруги. Тем не менее, она заглянула внутрь и увидела, как «нога Дженис свисала с края кровати».
«Она лежала на полу, вытянутая, и это совсем не то, что обычно происходит при передозировке», — рассказала она Vulture. «Нельзя просто встать и тут же лечь, чтобы умереть».
«Как она могла передозироваться и затем выйти в вестибюль, а потом вернуться обратно?» — написала Кассерта в своих мемуарах.
По её теории, каблук Дженис застрял в длинноплюйном ковре отеля, и она упала лицом на прикроватную тумбочку. Удар был настолько сильным, что сломал ей нос, что привело к тому, что кровь хлынула в горло и перекрыла дыхательные пути.
«Я уверена, что, конечно, героин и другие вещества в её организме не помогали», — заметила Пегги. «Может быть, если бы она не была под воздействием, она бы смогла справиться. Но она споткнулась и упала, дорогая. Я в этом уверена».
Пегги заявила, что ей гораздо удобнее верить в то, что Дженис споткнулась, а не умерла от передозировки. Кассерта рассказала Vulture, что она знает, как выглядит смерть от передозировки, и по тому, что она видела, Дженис не могла умереть именно так. Она продолжала:
«Я кололась с ней множество раз, и обе мы рисковали своей жизнью. Она не оказалась бы в таком положении на полу. Она точно не перенесла передозировку. Она встала, вышла в вестибюль за сменой, это просто не укладывается в голове. Это не так».
Джоплин организовала «беспорядок» после её похорон
Джоплин поручила своей соседке по комнате Линдалл Эрб распределить её вещи среди друзей. Эрб говорила, что ей нравилось жить с Дженис в Ларкспуре, Калифорния, отмечая (по данным Ultimate Classic Rock):
«У нас были отличные времена. У нас было много общего. У нас обоих были собаки. Мы светилось, ездили куда-то. Она постоянно репетировала в гараже, а друзья приходили. Это было просто замечательное время. Мы были молоды и наслаждались жизнью».
Эрб заметила, что прежде чем ей удалось раздать вещи Джоплин, ее друзья пришли и забрали все, что им хотелось. «Они просто решили, что возьмут», — сказала Линдалл.
«Люди приходили и забирали вещи, те, кто, как мне казалось, были выше этого», — рассказывал её друг Петер Койот в книге Buried Alive: The Biography of Janis Joplin.
Линдалл ставила перед собой еще одну задачу: организовать «похоронный» праздник в честь Джоплин. Она организовала это событие после её тайного похорон, где Дженис была кремирована, а её прах был рассеян с самолета над Тихим океаном. Идея проведения такого праздника пришла к ней после того, как она побывала на аналогичном мероприятии в честь покойного мотоциклиста «Хэллс Энджелс» Chocolate George Хендрикса.
«Вы бы не могли представить лучше похороны», — говорила Дженис Майклу Томасу в The Age of Rock. «Это была величайшая вечеринка в мире». Во время поминок Дженис музыканты выступали, а люди пили и принимали наркотики, однако для кого-то это не ощущалось как праздник, ведь не хватало одного — самой Дженис Джоплин. Джон Бирн Кук отметил:
«Праздник не достигает той энергии и радости, которую Дженис хотела бы видеть, просто потому, что её нет здесь. Её отсутствие создает пробел, пустоту, которая мешает этой встрече друзей достичь критической массы».
Тем не менее, некоторые считали, что это подходящее прощание. Гитарист Джеймс Гурли отметил в Pearl: The Obsessions and Passions of Janis Joplin: «Все просто напились и накурились как могли. Я считаю, что это было подходящее прощание с ней».