В 1931 году Валентин Плучек завершил обучение в Государственном институте театрального искусства (ГИТИС) и сразу же начал свою практическую деятельность в театре. Его дебют состоялся в Центральном детском театре, который впоследствии трансформировался в Театр юных зрителей. В своих первых постановках Плучек продемонстрировал свои выдающиеся режиссерские способности, уделяя особое внимание взаимодействию с юными актерами.
Валентин Плучек
Валентин Николаевич Плучек — известный советский и российский режиссер, который посвятил около пятидесяти лет своей жизни Московскому театру Сатиры. Десятки выдающихся актеров, воплотивших его оригинальные идеи, получили возможность выразить свои таланты в мире театра благодаря этому мужчине.
Валентин Плучек родился в августе 1909 года в семье еврейской национальности, которая обосновалась в Москве. В начале XX века никто не мог предположить, что благодаря его природному таланту он станет известным не только в своей стране, но и за ее пределами.
Отец будущего режиссера, Николай Матвеевич Гинцбург, представлял собой потомственные купцы, принадлежавшие к старинному богатому роду. В молодости он женился на Фанне Матвеевне Брук, которая происходила из творческих кругов Новгород-Северского.
Фанни Матвеевна Брук-Гинцбург создавала в доме атмосферу уюта, и жизнь казалась радостной и беззаботной, пока не наступила трагедия — смерть ее мужа. Оправившись после утраты, женщина пошла на второй брак, надеясь, что отчим станет для ее сына поддержкой и другом.
Мальчик не совсем положительно отнесся к появлению отчима и чаще проводил время с соседями и сверстниками. В раннем детстве Валентин Плучек сбежал от нового родителя и был помещен в интернат, где воспитывались дети из неблагополучных семей.
Во время учебы в общеобразовательной школе юный Плучек проявил творческие задатки. Учителя и одноклассники были уверены, что он станет известным художником, писателем или музыкантом.
После завершения семилетки, проявляя ум и способности, подросток решил стать художником и поступил во ВХУТЕМАС. Однако его интересы быстро изменились: влияние советской драмы было настолько сильно, что Плучек стал регулярно посещать театральные постановки.
Вдохновение он черпал от Всеволода Мейерхольда, что привело к тому, что Валентин нашел место в его экспериментальной мастерской. После прохождения курса сценической речи он осознал, что театральная режиссура — это его призвание и судьба.
На первоначальных этапах своей карьеры он работал статистом в спектаклях, основанных на литературных произведениях. В это время он увлекся поэзией Владимира Маяковского, влюбившись в его выразительный и образный язык.
Личная жизнь
В личной жизни Валентина Николаевича было много романтических увлечений. Писательница Татьяна Егорова раскрыла в своем скандальном произведении связи режиссера с несколькими актрисами, а также непростой характер его отношений с любовницами, находившимися в тени театрального закулисья.
Тем не менее, наиболее широко обсуждаемым стал его роман с Татьяной Васильевой, которая благодаря Плучеку приобрела популярность и роль в своем актерском карьере. После встречи с режиссером эта неизвестная статистка стала любимицей публики.
Официальная жена Зинаида Плучек старалась не реагировать на измены своего супруга, о которых впоследствии говорили в телешоу «Пусть говорят». Она считала свой брак с выдающимся деятелем театра Сатиры наивысшей наградой.
Зинаида жила в комфортабельной квартире в Москве, и завистники утверждали, что режиссер добился всех своих успехов нечестным путем и что его заслуги и государственные награды не имели значения.
Валентин Николаевич, который часами пропадал на репетициях и спектаклях, воспитывал сына Андрея, родившегося в конце 30-х годов. Его сын, получивший образование на факультете журналистики, стал автором нескольких публицистических и биографических работ.
Мадам зазналась и нахлобучила корону
Отношения между Валентином Николаевичем, который пришел в Театр Сатиры как режиссер через три года после актрисы, длительное время оставались ровными. Однако с начала 70-х ситуация начала меняться. Пельтцер часто поднимала себе настроение перед спектаклями, но это выливалось в конфликты с коллегами. Ее постоянные упреки и крики раздражали окружающих, и после ссор она выходила на сцену, как будто ничего и не произошло.
Плучек терпел все ее всплески, полагая, что критика иногда была оправданной. Однако по мере времени такое поведение актрисы стало его раздражать. Главный режиссер начал подозревать, что артистка на самом деле зазналась и считает себя незаменимой. Валентин Николаевич также знал, что Пельтцер за спиной называла его «козлоногим сатиром», намекая на его интерес к молодым артисткам и желания с близости с ними. Это прозвище очень злило Плучека!
К тому моменту ушел его бывший подчинённый Марк Захаров, который возглавил Театр имени Ленинского комсомола и приглашал Пельтцер в свои спектакли! Это бесило главного режиссера Сатиры. И хотя он не мог её уволить, он стал постепенно сокращать число ролей для Пельтцер, углубляя её недовольство и злословие. В конце концов, напряжение привело к громкому конфликту.
Громкий скандал произошел во время репетиции, когда разыгрыvali спектакль «Горе от ума», где 72-летняя актриса играла Хлестову, свояченицу Павла Фамусова. Во время подготовки сцены бала Плучек вдруг заявил, что Пельтцер тоже должна танцевать. На это Татьяна Ивановна, недовольная, воскликнула:
– Эту ерунду делать не буду! Какая феерическая глупость!
67-летний главный режиссер был раздражен и настаивал на своем. Тогда Пельтцер начала презрительно осведомляться:
– Ну и куда мне встать? Куда идти? Покажите!
– Прекратите паясничать! – разразился народный артист СССР. – Куда вам идти?! Да идите тогда куда хотите!
Взбешенная Пельтцер окинула взглядом на Софью – 29-летнюю Татьяну Васильеву, которую Плучек активно продвигал, не столько за счет ее таланта, сколько благодаря близким отношениям с ней.
– Ах ты ЦЕНЗУРА*! – еще больше разозлившись, закричала Татьяна Ивановна. – Престарелый ЦЕНЗУРА* развратник! Не ЦЕНЗУРА*!
– Это был ад! – вспоминал 57-летний актер Анатолий Гузенко. – Оба орали ужасно! Они были как будто обезумевшие, а мы просто сидели и слушали, как звучат почти сплошные ругань, среди которых выделялись только слова «сумасшедший старик» и «бессмысленная старая дама».
Пельтцер и Броневой по ночам играли в карты: откровения невесты Алеши из Формулы любви
В гримерке внезапно выскочила 51-летняя Ольга Аросева и вскочила к выходу. Совсем вовремя! Пельтцер как раз спускалась по лестнице вниз, и чуть не упала – она успела поймать Пельтцер и вывести ее из театра!
– Сели мы в такси, – вспоминала 87-летняя Ольга Александровна. – Я умоляла Татьяну успокоиться. А она только повторяла, словно в трансе: Я к Марку Захарову пойду! К Марку! К Марку! Мне удалось доставить её домой, напоила успокоительными таблетками и после этого ушла.
В это время в театре восстанавливали Валентина, который хватался за сердце от переживаний. Утром же Аросевой пришел телефонный звонок.
– Оля! – закричала в трубку Пельтцер. – Дай мне машину! Я еду жаловаться в министерство!
– У меня тогда был жигуленок с водителем, – добавила народная артистка РСФСР. – Я поехала к Татьяне и снова вела долгие уговоры, о том, чтобы она не уходила из театра и не писала доносов. Но не удалось.
Сложно было уговорить Плучека извиниться перед Пельтцер, тем более, когда тот не был в этом уверен!
Письмо, в котором народная артистка СССР в красках рассказала о безобразиях и неподобающем поведении старого главного режиссера в священных стенах театра, отправилось в Министерство культуры. Татьяна Ивановна демонстративно уволилась и перешла в Театр им. Ленком. Поддержка Марка Захарова была ей оказана с безмерной теплотой. Валентин Плучек, в свою очередь, получил всего лишь выговор с занесением в личное дело из-за доноса.
*Цензура – Вырезано редакцией в соответствии с Законом о СМИ, так как содержит нецензурное выражение.
О ЧЕСТИ И МОРАЛИ
Сохранилась и моя девичья честь. Когда все было стеснительно, боязно, как первый поцелуй. Все происходит в свое время. Но потом наступает момент, когда нужно реализовываться. Я не пробивная. Не из тех, кто ходит по кабинетам и просит о чем-то. Если бы не Плучек, не знаю, каким путем я бы пошла. Кому бы еще так понравилась? Я никогда никому не перешла дорогу, кроме самой себя. Одного таланта всегда недостаточно. Время летело быстро — так много нужно успеть. Чего тут ломаться? Если завтра ты приходишь в театр, а на доске значится — главная роль твоя. Так просто не бывает. За талант давно уже ничего не предлагают.
Анатолия Васильева я носила на руках, сама инициировала брак, а он любил Катю Градову. Да, её любили все. Когда Катя приходила к нам в общежитие, у них был роман. Он спрашивал: «Хочешь погулять?» Я отвечала: «Да». А он говорил: «Иди погуляй». После этого в нашу комнату приходила Катя Градова. Такая у меня была любовь. Я люблю для человека, а не для себя.
А потом был Мартиросян, который поднимал руку. Это испытание я не выдержала. Я полюбила его. Пришлось выживать. Не задумывалась о том, что такое недопустимо. Надо было поднимать детей и т.д. Когда я узнала о его связи с Ириной Розановой, он бросил в меня огромную пепельницу, которая разбилась об стену, и осколки засели у меня в руке. Они до сих пор со мной.
О ВНУКАХ
Когда внуки — Ваня и Гриша — приехали на каникулы, они пошли гулять с Филиппом (сыном актрисы от первого брака с Анатолием Васильевым). Они увидели афишу с дедушкой, подошли и начали гладить фотографию его рукой. И спрашивают Филиппа: «Пап, а он наш дедушка?» «Да», — отвечает Филипп. «А наш дедушка — он великий?» — уточняют они. «Да», — подтверждает Филипп. И тут великий оказывается рядом, выходит из театра, и забегает к ним. Я не знаю, чего он боится. Мы уже воспитали детей, ему от нас ничего не нужно. Максимум — поговори по телефону! Что я ему написала? «Козел», (дальше неприличное слово), долго ли ты будешь избегать своих внуков? С собой не унесёшь.
Возрастная категория сайта 18 +
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Начало Карьеры
Валентин Плучек оставил значительное наследие в театральной культуре, а его путь к успеху начался с раннего детства. Его художественное чутье и талант проявились еще в юности. В 16 лет, во время Великой Отечественной войны, он начал принимать участие в театральных постановках кружка при Доме пионеров.
В 1956 году Плучек завершил обучение Московском городском педагогическом институте, а через пять лет достиг заключительного этапа, окончив режиссерский факультет ГИТИСа. Среди его наставников были признанные мастера театрального искусства, такие как Алексей Дикий и Юрий Завадский. В качестве дипломной работы начинающий режиссер поставил пьесу “Последние”, ее режиссура получила высокую оценку.
Увлечение театром
С раннего возраста Плучек проявил настоящую страсть к театру. Он часами проводил время в драмкружке, ставил спектакли во дворе и увлекался чтением пьес классиков. Театр стал для него не просто развлечением, но настоящим смыслом жизни.
Поступив на курс в ГИТИС, Плучек с огромной энергией погрузился в театральное искусство. Овладевая профессией режиссера, он не пропускал ни одной премьеры, а также активно посещал репетиции именитых мастеров сцены, что способствовало его обучению.
Обучение в студии МХАТ
С юного возраста Валентин Плучек мечтал стать актером. В 1943 году он поступил в студию при Московском художественном академическом театре.
Он попал на курс Марии Кнебель, известной своим инновационным подходом к обучению. Студенты активно изучали как классические произведения, так и современную драматургию.
Плучек выделялся среди своих сверстников своим талантом и стремлением к обучению. Он участвовал в множестве студенческих спектаклей и получал положительные отзывы от преподавателей.
В 1948 году, после окончания учебного заведения, Плучек влился в труппу МХАТ, где проработал более 20 лет. За это время он исполнил множество запоминающихся ролей и стал одним из ведущих актеров театра.
Первые роли
Валентин Плучек, будучи студентом театрального училища, начал выходить на сцену уже на первом курсе. Его дебют состоялся в спектакле “Борис Годунов”, где он сыграл роль Александра Пушкина.
В следующих студенческих постановках он исполнил многообразные роли, такие как воин в “Макбете”, рабочий в “Грозе” и Сергей в “Мещанах”.
Завершив обучение в 1938 году, Валентин Плучек был принят в труппу Московского театра имени Ленинского комсомола, где проработал более десяти лет.
В этот период он исполнил ряд ярких и запоминающихся ролей, среди которых особое место занимают: Саша в “Машеньке”, Луиджи в “Хитроумной влюбленной”, Валера в “Поколении оптимистов”, Никита в “Русских людях” и многие другие.
Расцвет Творчества
Валентин Плучек был режиссером, оказавшим значительное влияние на историю театра. Его творческий расцвет пришелся на период руководства Театром Сатиры.
Под его руководством театр пережил новую жизнь, обновил репертуар и значительно повысил свой статус среди московских театров.
Во время его рукописи театр стал прибежищем для зрителей, местом, где ставились актуальные и нестандартные спектакли. Плучек собрал талантливую труппу, среди которой были Андрей Миронов, Анатолий Папанов и Ольга Аросева, что позволило ему раскрыть их творческий потенциал и создать уникальные образы.
Спектакли Плучека отличались оригинальным подходом к классическим произведениям и дерзким интерпретированием современной драматургии. Он всегда искал новые подходы и эксперименты, что сделало его работы особенно яркими.
Его постановки стали значимыми событиями, обсуждаемыми в театральных кругах, и по сей день остаются классикой отечественного театрального искусства.
Руководитель Театра Сатиры
Валентин Плучек более 25 лет возглавлял Театр Сатиры, оставив заметный след в его истории. При его руководстве труппа театра пополнилась талантливыми актерами, а репертуар обогатился выдающимися постановками.
Назначение на пост
Плучек был назначен руководителем Театра Сатиры в 1964 году. В то время театр переживал кризис, и его назначение стало неожиданным для многих. Тем не менее, у Плучека были четкие планы по развитию театра, и он поставил перед собой задачу сделать его одним из лучших театров страны.
Репертуарная политика
Репертуарная стратегия Плучека включала разнообразие жанров. Театр ставил классические пьесы, такие как пьесы Гоголя, Островского и Чехова. Однако он также уделял значительное внимание современной драматургии, и при нем на сцене театра появились работы таких авторов, как А. Володин, Г. Горин и Э. Радзинский.
Актерский состав
Плучек обладал исключительным талантом в подборе актеров. Во время его руководства в Театр Сатиры пришли Олег Борисов, Андрей Миронов, Михаил Державин, Александр Ширвиндт и Нина Корниенко. Эта плеяда актеров составила костяк труппы театра на многие годы.
Постановки и режиссура
Плучек не только руководил театром, но и был выдающимся режиссером. Под его управлением на сцене Театра Сатиры были поставлены такие шедевры, как «Горе от ума» А. Грибоедова, «Самоубийца» Н. Эрдмана и «Тартюф» Ж.-Б. Мольера. Его режиссерский стиль отличался глубоким пониманием драматургии, психологизмом и вниманием к деталям.
Признание и награды
Театр Сатиры под руководством Плучека завоевал широкое признание как в СССР, так и за рубежом. Он гастролировал в различных странах, включая США, Великобританию, Францию и Германию. В 1985 году Плучек был награжден Государственной премией СССР за выдающиеся достижения в области театрального искусства.
Валентин Плучек обладал уникальным даром раскрывать потенциал актеров, создавать запоминающиеся спектакли и вызывать у публики глубокие эмоции. Его режиссерские произведения стали предметом легенд в отечественном театральном искусстве.
Постановки Плучека не просто выражали драматические эмоции, они представляли собой живой диалог со зрителями, побуждая их к размышлениям и переосмыслению жизненных ценностей. Он мастерски сочетал классику и новаторство, создавая уникальный театральный язык, полный метафор и аллюзий.
Насколько публикация полезна?
Валентин Плучек — герой Заполярья
В 1942 году молодой режиссер Валентин Плучек принял на себя руководство Театром Северного флота, находящемся в городе Полярный под Мурманском, на берегу Кольского залива. Город подвергался жутким бомбардировкам, так как представлял собой главную базу Северного флота СССР. Актеры, режиссер и остальные работники театра рисковали своей жизнью, отправляясь на катерах на передовые позиции — помимо спектаклей, они часто выезжали к военным с концертами. Несмотря на страшные условия, театр под руководством Плучека продолжал свою работу в полную силу и стал сердцем города. Это был refuge, в который военные, члены их семей и трудящиеся приходили за вдохновением и красотой. В условиях полярной ночи, окруженные опасностью, голодом и холодом, Валентин Николаевич Плучек создавал спектакли, полные ярких красок и радости. «Мы вымели фойе, вычистили весь театр, достали из подвала упакованные ковры, вероятно, предназначенные для отправки. Мы настелили их, развесили картины на стенах. Жарковский достал патефон. Перед спектаклем играла музыка. Мы создали свой мир в нашем театре. И люди стали приходить к нам. Женщины стали приходить в театр в платьях и туфельках», — делился позже Валентин Николаевич воспоминаниями о годах в Полярном. Он поставил там музыкальный спектакль «Давным-давно» о войне 1812 года (впоследствии на основе этой пьесы Александра Гладкова был создан фильм Эльдара Рязанова «Гусарская баллада»), «Слуга двух господ» Гольдони, «Собака на сене» Лопе де Веги и «Белое море» по специальной пьесе, заказанной Юрию Герману, в которой речь шла об учреждении русского флота под руководством молодого Петра Первого. Кроме того, Плучек инициировал важную и беспрецедентную миссию в Полярном. Однажды он узнал, что подводники, вернувшиеся с опасной операции, находятся в состоянии шока и чудом избежали смерти. Плучек пошел к ним, поговорил и вывел их из болезненной апатии. Через некоторое время эти смелые люди начали приходить на спектакли, начиная с одного, затем еще одного — театр помогал им вернуться к жизни. Такие встречи Плучек проводил регулярно, и штаб Северного флота во главе с адмиралом Арсением Головко расценил его деятельность как настоящую службу. В числе многочисленных наград Валентина Николаевича Плучека есть медаль «За оборону Советского Заполярья». Связь режиссера с Театром Северного флота никогда не прерывалась; уже находясь на посту главного режиссера Театра Сатиры, он поддерживал отношения с прежними коллегами и его преемниками, всегда находя для них места в своем постоянно переполненном зрительном зале.
Валентин Плучек и Питер Брук: театральные побеги одного семейного дерева
История, которую следует рассказать, напоминает индийские кинофильмы с сентиментальными сюжетами о разделенных близнецах… В 1955 году, на пороге культурной оттепели, в Москве гастролировал Королевский Шекспировский театр. Попасть на постановку «Гамлета» под руководством молодого, но уже знаменитого режиссера Питера Брука было невозможно, однако Валентин Плучек с супругой все же сумели это сделать. На следующий день британский режиссер посетил спектакли «Баня» и «Клоп» в Театре Сатиры — постановки Плучека были настоящими хитами сезона. Питер сам попросил встретиться с Плучеком, и они поговорили на плохом русском. Режиссеры обменивались впечатлениями о спектаклях, но в какой-то момент Плучек не удержался и спросил, как Брук узнал русский язык. Тот пояснил, что его отец — выходец из России. Это вызвало интерес у Плучека, так как у Брука девичья фамилия его матери. У него был брат, и он не знал, как сложилась его судьба. И тут Питер Брук сказал, что в России у него есть тетя, и он хотел бы её увидеть, назвав при этом имя матери Плучека. Когда они сопоставили все факты, стало ясно, что перед ними не просто два выдающихся режиссера, но и двоюродные братья: Валентин Плучек и Питер Брук. Мать Валентина Николаевича Фаня Брук и отец Питера Брука Семен Брук родились в еврейской семье на западе Российской империи, в Двинске (ныне Даугавпилс в Латвии). Фаня, став взрослой, уехала в Москву, а её брат Семен эмигрировал в Великобританию, где 1925 году у него родился сын Питер Стивен Пол Брук. «Затем мы спустились к нему в номер. Сели напротив друг друга, посмотрели», — так описывал встречу с внезапно найденным кузеном Валентин Плучек. «Он сказал: “О, теперь я вижу, как мы похожи”». Мы подошли к зеркалу, встали рядом: одного роста и действительно очень похожи». Примечательно, что спектакли Плучека впечатлили Брука, а «Гамлет» Брука произвел на Плучека мощное впечатление. «Я глубоко убежден, что Мейерхольд был бы потрясен этим спектаклем», — это была самая высокая знак уважения к творчеству процессу, который мог выразить Валентин Плучек.