В 90-х годах XX века на пике популярности находились головные уборы. Это было десятилетие, когда шляпы и различные аксессуары для волос играли важную роль в образе. Также волосы украшались множеством декоративных элементов: эластичными повязками, косынками, банданами, заколками и шпильками самых разных форм и стилей.
Посмотри в глаза: бьюти-тренды российских 1990‑х
Проект VATNIKSTAN продолжает исследование российской моды девяностых годов. В сегодняшнем материале мы сосредоточимся на макияже, прическах и уникальных особенностях стиля, которые сейчас обобщаются под термином «бьюти-тренды».
Девяностые годы — это самое загадочное и мифологизированное время в нашей стране. Существует множество недостоверной информации об этом периоде. Согласно стереотипам, макияж девяностых можно охарактеризовать как нечто безвкусное и экстравагантное, яркое до безобразия. Однако зачастую такие утверждения подкрепляют фотографиями из восьмидесятых или современными интерпретациями стилей того времени. Концепция красоты всегда была изменчивой и зависела от времени, и сегодня многие образы, которые ранее казались привлекательными, воспринимаются как неуклюжие и комичные. Однако не следует оценивать реальность на основе косплея или стилизованных переосмыслений.
Макияж и прически начала и конца девяностых значительно различались.
Постсоветская мода активно ориентировалась на тенденции 1980-х годов: яркие цвета, избыточность и порой вульгарность. Однако начиная со второй половины 90-х, появляются тренды, вдохновленные западным минимализмом, героинным шиком и субкультурой клубной молодежи. С развитием российской индустрии моды, появлением в рекламе и музыкальных клипах профессиональных моделей, а также с открытием в стране школ визажистов и стилистов, российские женщины начали использовать декоративную косметику совсем иначе, чем в СССР.
Приглашаем вас в увлекательное путешествие по эпохе, когда жители нашей страны только начали осваивать понятие стиля.
Наследие СССР в начале 1990‑х
В Советском Союзе женщины имели ограниченные знания о макияже и уходе за собой. Профессия визажиста не существовала; были только художники-гримеры, обучение которых проходило в профессионально-технических училищах. Учащиеся работали с обычной декоративной косметикой, формируя представление о красоте и гармонии, но основной акцент делался на создание причесок и нанесение театрального и киношного грима. Модные журналы были крайне ограничены, и, конечно, женщины не имели доступа к обзорам косметики от бьюти-блогеров и секретам профессионалов, которые сегодня щедро делятся в интернете.
Даже самая высокая качество косметика оказывается бесполезной без знаний о технике нанесения. Однако и сама декоративная косметика в СССР имела значительные недостатки. Вечный дефицит приводил к тому, что женщины пользовались практически одинаковыми средствами. Вспомните, например, известную сцену из фильма «Служебный роман» (1977), в которой наши красивые статистки приводят себя в порядок. Все женщины использовали одни и те же серо-голубые тени, красную или морковную помаду и красновато-рыжий лак для ногтей. Косметические карандаши для глаз и губ были настолько жесткими, что многие женщины использовали вместо них обычные мягкие карандаши для рисования, которые были более удобными.
Обратите внимание на основную особенность в сцене: ни у кого из статисток нет кистей для макияжа! Советская промышленность просто не предлагала их в своем ассортименте.
Брови укладывались обычной расческой. Пудру наносили пуховками, которые входили в комплект с компактной пудрой, однако для рассыпной пудры пуховки не прилагались. Помаду наносили прямо из тюбика. В некоторых наборах теней для век можно было найти поролоновый аппликатор, который позволял наносить тени лишь на всей поверхности века, без возможности прорисовки деталей. Тушь была очень густой, а для разделения склеенных ресниц женщины порой использовали иголки. Спонжей не было в ходу, тональный крем наносили пальцами, часто смешивая его с детским кремом, чтобы сгладить плотную, театральную текстуру. Таким образом, создать неестественный и грубый макияж было довольно легко. В условиях дефицита некоторые женщины приспосабливали для макияжа кисти художников.
Период последних лет существования СССР не отличался от поздних советских времен: сохранялся крайне ограниченный выбор косметики, отсутствовали кисти для макияжа, а основные оттенки для повседневного использования — серо-голубые тени для век и красная помада.
Модные и вечерние образы в советских фильмах 1990 года во многом копировали американский Голливуд восьмидесятых: яркий макияж, пышные прически и массивные украшения. Поздний СССР и ранняя Россия пытались следовать за Западом, но отставали на несколько лет. Пример подобного образа можно увидеть разве что на Джулии Робертс в фильме «Красотка», где она играет роль проститутки. Впрочем, это вполне соответствовало реалиям времени. В конце 80-х — начале 90-х годов отечественная секс-индустрия активно развивалась.
1 Графичные брови
Макияж девяностых не может обойтись без ярких бровей. В те времена они выглядели значительно тоньше, чем современные, но были не менее выразительными, чем сейчас очень модные заламинированные брови. Из-за ограниченного выбора продуктов девушки нередко пользовались мягкими и жирными карандашами, которые придавали бровям дополнительную яркость. Сегодня для достижения подобного эффекта можно использовать как пудру, так и помаду для бровей. Главное — наносить средства в несколько слоев, чтобы брови выглядели выразительно и ненатурально.
Как сделать:
- Тщательно расчешите брови и удалите всю косметику;
- Нанесите красящий продукт в несколько слоев, а затем снова расчешите;
- Закрепите брови прозрачным гелем, при этом прочесывайте их не вверх, как обычно, а вдоль.
2 Акцент на губы
Сразу бросается в глаза характерный контур вокруг губ на фотографиях макияжа 90-х. Карандаш на 1-2 оттенка темнее основной помады почти всегда присутствовал в каждой косметичке, и все следовали этому правилам. Современные тренды предлагают размазанный (зацелованный) контур, использование карандаша в тон помаде или же замену помады простым контуром. Однако тогда все было иначе.
Как сделать:
- Нанесите на губы праймер (вы можете использовать универсальный для лица или век, если у вас нет специализированного), чтобы улучшить сцепление продуктов;
- Аккуратно прорисуйте желаемый контур темным карандашом (он должен быть на 1-2 оттенка темнее помады);
- Нанесите выбранную помаду;
- Сделайте легкий прокат по губам сухой салфеткой, чтобы убрать излишки продукта;
- Повторите нанесение помады и вновь пройдитесь по губам сухой салфеткой, но уже не столь интенсивно;
- В финале ещё раз очертите контур губ карандашом, чтобы он был отчетливо заметен.
Рэйчел Грин: коричневая помада (Друзья, 1994–2004)
Кадр из сериала «Друзья»
Американский ситком «Друзья» стал настоящей энциклопедией моды девяностых. Помимо комедийных моментов и трогательных сцен, в нём запомнились деним, клетчатые рубашки и кожаные штаны Росса Геллера. Главной иконой стиля в «Друзьях» считается Рэйчел Грин, персонаж, сыгранный Дженнифер Энистон. Она — девушка из благополучной семьи, которая сбегает со своей свадьбы и переезжает жить к подруге в Нью-Йорк, задавая тон модным и косметическим трендам. Ее удлиненный боб с каскадом и коричневая помада стали культовыми для поколения 90-х и вновь обрели популярность в наше время, особенно на фоне воссоединения сериала «Друзья».
В сериале макияж Рэйчел выдержан в нейтральной коричневой гамме. Повторить его несложно: главная визажистка «Друзей» Робин Сигел подробно описала процесс, а сама Дженнифер поделилась, какой помадой пользовалась во время съемок — это была сатиновая помада MAC теплого красновато-коричневого оттенка под названием Paramount. Кроме этого понадобятся бежевые и коричневые тени для век, гелевая подводка для линии роста ресниц (стрелки не нужны, только легкий акцент) и терракотовые румяна.
Кейт Либби: голубые тени и тёмная помада (Хакеры, 1995)
Кадр из фильма «Хакеры»
Американский триллер «Хакеры» можно назвать классикой жанра киберпанк. Фильм о молодых компьютерных взломщиках опередил свое время как в плане представленных технологий, так и касательно модных тенденций. Все это благодаря художнику по костюмам Роджеру Бертону, который стремился создать вневременные образы, в которых футуризм комбинируется с модой девяностых.
Главная героиня фильма — хакерша Кейт Либби, известная также под псевдонимом Acid Burn (Кислотный Ожог). Она одевается в стиле унисекс, предпочитая красно-белую байкерскую куртку и свободный лонгслив с эмблемой хоккейного клуба Нью-Джерси Девилз. В сцена свидания в конце фильма — редкий момент, когда Кейт появляется в платье, серебристо-черном кимоно, стилизованном по образцам осенней коллекции Джона Гальяно для Dior 1994 года. Синий пояс кимоно перекликается с макияжем героини, где главными элементами браузов являются матовые темно-голубые тени и черная подводка-фломастер (удобная для рисования графичных двойных стрелок, как у Кейт). Для бровей можно использовать карандаш, чтобы добавить им четкость, а завершает образ помада насыщенного сливового или винного оттенка.
К слову, актриса Анджелина Джоли, сыгравшая Кейт, также выбирала похожий макияж и в повседневной жизни.
Блески для губ
Да-да, макияж в стиле девяностых богат сиянием, которое обязательно присутствует на губах. Однако до появления перламутровых помад мы еще не дошли, в то время блески уже начали возвращаться. Сияние с каждым годом становится все более актуальным: теперь влажный эффект наблюдается не только на губах, но также на веках и на коже. Тем не менее цветовая палитра осталась весьма минималистичной: в моде прозрачные и нежные ягодные оттенки блесков.
Тени для век компактные минеральные Грозовое облако KM Cosmetics
Купить на сайте продавца Product Add To Cart ‘ data-id=»25739327″ data-img=»https://st29.styapokupayu.ru/images/product/046/341/500_medium.jpg» data-price=’700 руб. ‘ data-rubric=»Тени для век» data-title=»Тени для век компактные минеральные Грозовое облако KM Cosmetics» data-url=»https://www.yapokupayu.ru/cart» title=»Положить товар в корзину»> В корзину
Тени для век Note Тени для век Note
Купить на сайте продавца Product Add To Cart ‘ data-id=»26045296″ data-img=»https://st29.styapokupayu.ru/images/product/046/691/167_medium.jpg» data-price=’1 030 руб. ‘ data-rubric=»Тени для век» data-title=»Тени для век Note Тени для век Note» data-url=»https://www.yapokupayu.ru/cart» title=»Положить товар в корзину»> В корзину
Тени для век компактные минеральные Маршмеллоу KM Cosmetics
Купить на сайте продавца Product Add To Cart ‘ data-id=»25739319″ data-img=»https://st29.styapokupayu.ru/images/product/046/341/471_medium.jpg» data-price=’550 руб. ‘ data-rubric=»Тени для век» data-title=»Тени для век компактные минеральные Маршмеллоу KM Cosmetics» data-url=»https://www.yapokupayu.ru/cart» title=»Положить товар в корзину»> В корзину
Тени для век компактные минеральные Ореховое пралине KM Cosmetics
Купить на сайте продавца Product Add To Cart ‘ data-id=»25739334″ data-img=»https://st29.styapokupayu.ru/images/product/046/341/528_medium.jpg» data-price=’700 руб. ‘ data-rubric=»Тени для век» data-title=»Тени для век компактные минеральные Ореховое пралине KM Cosmetics» data-url=»https://www.yapokupayu.ru/cart» title=»Положить товар в корзину»> В корзину
Блеск для губ Lip Gloss All-Time Classics INTENSE FIRST LADY KM Cosmetics
Экологичный стиль
Не все женщины готовы были согласиться на чрезмерные требования красоты, особенно когда речь шла о работе в офисе. Для них в 1990-х годах сформировался новый тренд — минимализм. Чистые лица, полное отсутствие косметики, свободно струящиеся волосы — как у таких знаменитостей, как Кэролин Бессетт, Джулия Робертс, Энди Макдауэлл и Дженнифер Энистон. В бьюти-индустрии началась гонка за идеальной тональной основой: искали такими, которые придадут лицу свежесть и естественность, но останутся невидимыми. Помады также стали приобретать коричневые или терракотовые оттенки. Например, супермодель Синди Кроуфорд подписала контракт с Revlon и постоянно использовала оттенок Toast of New York, который вскоре стал настоящим бестселлером.
Таким образом, типичный макияж губ включал обводку коричневым карандашом по контуру, затем пространство между контуром заполнялось более светлой помадой. (Это не новинка, подобным образом мы красимся и сегодня!) Так же поступали как поп-звезда Дженнифер Лопес, так и актрисы, снимающиеся в «Друзьях» Дженнифер Энистон. Интересно, что макияж кукол Братц также создан по этим канонам.
Одним из первых свежих и оригинальных ароматов стал L’Eau d’Issey от Иссэя Миякэ. Он быстро завоевал популярность и, кажется, был у каждой женщины. Такие нестандартные легкие ароматы стали настоящей новинкой, которые улавливали внимание своими свежими нотами, не отпуская их до самого конца.
Еще одной популярностью пользовался L’Eau par Kenzo — акватический аромат, который Кендзо Такада описал следующим образом: «Вода бесцветна. Мне хотелось наполнять ее цветами». В его композиции основными нотами были ноты лилии, мятные и огуречные аккорды. Именно такие ароматы ассоциировались с молодыми рейверами и первыми бизнесвуменами в России.
Зарождение гламура
В конце десятилетия естественность и минимализм уступили место новым трендам. Прически потеряли объем, волосы стали чаще выпрямляться. Две самые культовые стрижки 90-х — как у Мэг Райан и Линды Еванджелист — были традиционным бобом, адаптированным к новым реалиям. Макияж становился все менее заметным, и косметические бренды разрабатывали новые средства с эффектом акварели. Женщины готовились к новому тысячелетию — и к новым трендам в макияже. Впереди ожидали 2000-е с поворотом к экстравагантности, гламурным образом жизни, здоровым цветом кожи, мягкими формами и сексуальностью, предпочтительной перед унисексом.
Бренды, которые появились в 1990-е
- NYX.
- NARS Cosmetics.
- Urban Decay.
- Caudalie.
- Laura Mercier Cosmetics.
Косметика, которая появилась в 1990-е
- Разделяющая тушь для ресниц Définicils, Lancôme.
- Ночной восстанавливающий крем с эффектом лифтинга Rénergie Multi-Lift, Lancôme.
- Помада Toast of New York, Revlon.
- Краска для волос Tinta Color, Keune Haircosmetics (Вы больше не будете беспокоиться о течении).
- Цветная тушь для волос от L’Oréal.
Духи родом из 1990-х
- J’Adore, Dior.
- L’Eau par Kenzo, Kenzo.
- Noa, Cacharel.
- Gucci Rush, Gucci.
- Angel, Mugler.
- Poeme, Lancôme.
- Weekend for Women, Burberry.
- Ultraviolet, Paco Rabanne.
- Trésor, Lancôme.
- Pleasures, Estée Lauder.
- Cristalle, Chanel.
- Hypnotic Poison, Dior.
На фото: Кейт Мосс, 1993 г. \\ Кейт Мосс и Наоми Кэмпбелл, 1994 г. / Getty Images.