Тем не менее, Стефан из Клуа ощущал, что не Папа Римский, а само Небо побуждает его собрать своих последователей и отправиться на Святую Землю с благородной целью возвращения Иерусалима христианам. Соответствующие источники свидетельствуют о том, что он собрал около 30 000 последователей и направился в Париж с целью получить поддержку короля.
Крестовый поход детей
Из всех крестовых походов самым необычным и, возможно, самым трагичным был детский крестовый поход, который был организован в 1212 году.
На сегодняшний день не сохранилось скрупулезно точных свидетельств, касающихся данной акции, поэтому история обросла множеством мифов и легенд, начиная от откровений и заканчивая историями о принесении жертв. Однако известно, что инициаторами этого смелого предприятия стали два юных пастуха — Стефан из Клуа и Николас из Кельна.
Стефан повествовал о своем видении, в котором ему явился сам Иисус Христос, повелевший передать королю Франции Филиппу II послание с просьбой помочь детям в организации похода. В другой версии истории упоминается о том, что он случайно встретился с монахом, выдающим себя за Бога, который вдохновил его на проповедь и указал на необходимость освободить Иерусалим от неверных.
Стремление Стефана стало достаточно заразительным — его призывы последовали не только дети, но и многие взрослые. В результате, его красноречие привело к тому, что вскоре он добрался до королевского двора Филиппа II. Король, желая завоевать благорасположение римского папы Иннокентия III в преддверии войны с Англией, заинтересовался идеей детского крестового похода. Однако Рим не спешил дать поддержку, и король в конечном итоге отказался от своих намерений.
Гроб Господень
Тем не менее, Стефан, находящийся под влиянием своих идей и рвения, не остановился. Вскоре большое движение детей с хоругвями отбывало из Вандома в сторону Марселя. Они искренне верили в то, что море расступится перед ними, открывая путь к Гробу Господню.
Последователи Стефана и Николаса шли с надеждой и верой. (wikipedia.org)
ФОТОРЕЙТИНГ ДЕТСКИЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД (1212) (CHILDREN’S CRUSADES). По версии Олега Логинова
(ДЕТСКИЕ КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ)
Цель фоторейтингов, посвященных крестовым походам, заключается не только в рассказе о них, но и в создании визуального восприятия через картины и иллюстрации разных художников, в первую очередь Гюстава Доре. Лучше всего крестовые походы описаны в Википедии, а наиболее красочно – в книге «История крестовых походов» Жозефа Франсуа Мишо. Эти текстовые материалы использованы в фоторейтингах, при этом цитаты из произведения Мишо выделены курсивом.
КРЕСТОВЫЙ ПОХОД ДЕТЕЙ
Фрагмент картины «Крестовый поход детей» XIII века, написанной Дж. М. Бойсом
В 1212 году произошел так называемый Крестовый поход детей, организованный юным видением по имени Стефан, который вселил веру в сердца французских и немецких детей в том, что они смогут вернуть Иерусалим христианству, выступив в роли скромных и преданных слуг Господа. Дети отправились на юг Европы, однако многие из них не достигли даже берегов Средиземного моря, погибнув в пути. Некоторые историки высказывают предположение, что Детский крестовый поход был организован работорговцами с целью продать участников в рабство.
Э. Скиннер. «Детский крестовый поход», 1212 год
Та же тенденция охватила и Германию, где Николас организовал шествие, собрав около 20 000 детей. Большая часть из них погибла или рассеялась по дороге — особенно много детей погибло в результате штурма Альп, но некоторые из них смогли добраться до Бриндизи, намереваясь оттуда попасть морем в Палестину.
К сожалению, большая часть их погибла из-за бурь, а некоторые, согласно слухам, были проданы в рабство.
Маленький Николас из Кельна стал известен как прототип легенды о Крысолове из Гамельна благодаря тому, как он вдохновлял детей следовать за ним в поисках приключений.
Во Франции в мае 1212 года Стефан из Клуа увидел видение: ему предстал Иисус в образе белого монаха, повелевший ему возглавить новый Крестовый поход, в котором должны были участвовать только дети, чтобы освободить Иерусалим от неверных без применения оружия, только своими молитвами.
В июле с пением псалмов и знаменами они направились в Марсель, чтобы отплыть к Святой Земле, однако никто из них заранее не задумался о наличии кораблей. Порой к воинству присоединялись и преступники, притворяясь участниками и живясь за счет подаяний благочестивых католиков.
Гюстав Доре (Gustave Dore). «Детский крестовый поход»
Дети были уверены, что их молитвы помогут морю расступиться и они смогут легко пройти до Палестины, где сила Божья и их праведность помогут одолеть врагов — сарацин. Однако море не расступилось, и военное объединение голодных детей, расположившихся в Марселе, стало вызывать недовольство у местных жителей. Но вскоре нашлись два благодетеля. Местные купцы Гуго Феррерус, известный как Гуго Железный, и Уильям Поркус, известный как Уильям Свинья, на свои средства снарядили семь кораблей, на которых дети-крестоносцы и около четырёхсот монаха отправились к Святой Земле.
Истории, побудившие детей к крестовому походу
Скоро история о видении приобрела такую популярность, что вокруг неё собралось около 30 000 детей. Однако историки ставят под сомнение точность этой цифры, указывая на недостаток достоверных свидетельств, которые могли бы подтвердить количество участников Детского крестового похода.
Действительно, этот случай стал первым в истории, когда столь большое количество детей собрало свои усилия для участия в движении, целью которого было свержение одной власти и установление другой.
Следует заметить, что так называемый детский крестовый поход лишь вскользь упоминается в хрониках крестовых походов. Поскольку ему не было выдано официальное одобрение папы, его нельзя считать формально крестовым походом.
Тем не менее, необычное восприятие инициативы и ужасные последствия, которые она принесла, обеспечили ей место в истории и сохранили память о ней до наших дней.
Детский крестовый поход не напоминал аналогичные миссии из прошлого. Он возник без одобрения Церкви, действовал самостоятельно, а его участники не имели даже никакого оружия. Вместо этого, они несут кресты и знамена и полагали, что, попав на Святую Землю, смогут убедить мусульман поверить в их учение путём мирных проповедей и божественного откровения.
Основным побуждением для самих дітей и их родителей принять участие в крестовых походах стала завершающая идея о божественном видении, в котором Иисус якобы хотел начать кампанию, направленную на мирное обращение мусульман.
Другой причиной этого порывистого движения была вера в то, что они найдут лёгкий путь, и хотя расстояние до Иерусалима казалось огромным, они были уверены, что, достигнув берега, море расступится для них, как это произошло в случае с Моисеем, когда он вывел израильтян из Египта.
Исторические споры, связанные с Детским крестовым походом
Существует множество хроник, освещающих Детский крестовый поход. Несмотря на отсутствие детализированного описания фактов, так или иначе, многие историки упоминали этот эпизод в своих работах.
Более того, до сих пор остаётся неясным, являлся ли этот эпизод полноценным походом или просто спонтанным движением молодежи. В этом контексте непонятна и природа, и массовый характер данного события. В современных записях помимо упоминаний о собравшихся не встречаются четкие отрывки о самом походе.
Сбор столь огромного количества участников действительно вызывает интерес и любопытство. Однако предсказанное событие оказалось далеким от реальности, и судьба многих участников оказалась печальной.
По данным некоторых историков, мнения о судьбе детей различаются: многие из них становятся жертвами рабства или погибают в пути. В целом Детский крестовый поход рассматривают как трагедию, ставшую следствием тех обстоятельств, в которых он был начат.
Неудавшаяся экспедиция наглядно демонстрирует, как всего лишь несколько убедительных голосов могут спровоцировать массовое движение, даже если оно закономерно встречает унижения и катастрофы.
Чем закончился Детский крестовый поход?
На этом этапе истории точные события остаются неясными, и, вероятно, участники просто разбежались, достигнув прибрежных городов. Некоторые из них нашли местную работу, ожидая корабля, который отвезёт их в Иерусалим. Другие решили вернуться обратно домой, а некоторые были проданы в рабство или погибли, утонув в море.
Говорят, что небольшая группа людей направилась в Рим, ожидая получить благословление у Папы. Однако Папа Иннокентий III похвалил их за проявленное рвение, но сказал вернуться домой, поскольку они были слишком молоды для участия в крестовых походах.
Участники Детского крестового похода
В 1977 году историк Питер Рэд вновь проанализировал хроники того времени и пришел к выводу, что участниками Детского крестового похода в основном были дети из бедных и обездоленных слоев общества. Он отметил, что именно бедняки и маргиналы должны были стать основными участниками сект позже, когда первая волна крестовых походов завершилась неудачами.
Кроме того, стоит отметить, что в Детском крестовом походе участвовали не только дети, но и взрослые бедняки, и это берёт под сомнение само название этого исторического эпизода как Крестового похода детей.
В исторических записях имеется не так уж много информации, подкрепляющей мнение о том, что участниками были исключительно дети. Но также много свидетельств указывают на то, что способны всего лишь несколько человек убедить тысячи людей принять участие в некой акции, даже несмотря на скорые её неэффективные или катастрофические последствия.
Крестовый поход бедноты.
Первый Крестовый поход был объявлен Папой Урбаном II.
Эпоха крестовых походов: правда и мифы.
Поход Николаса
В том же году другой пастух по имени Николас, вдохновленный поступком Стефана, организовал свой собственный детский крестовый поход. Точкой сбора его сторонников стал Кельн. После выхода из Кельна Николас повёл тридцать тысяч детей прямо через Альпы. Исход был предсказуем, и только семь тысяч из них смогли перейти Альпы живыми. Большая часть — погибли от холода и голода.
Интересно, что в Италии дети встретили с недовольством. Местные жители помнили неудачные походы Фридриха Барбароссы после предыдущего крестового похода и, поняв, что помощи им не будет, дети направились вдоль пути к торговому порту Генуя.
Неожиданно, но чудо не произошло, и море не расступилось перед ними. В результате части детей удалось остаться в порту, найдя работу на рыбацких шхунах. Остальные же направились в Рим, надеясь получить благословление от Папы Римского. В конечном итоге им удалось увидеть его, но, к сожалению для детей, Иннокентий порекомендовал им вернуться домой и оставить мечты о Иерусалиме. Обратный переход через Альпы были пережили единицы. Сам Николас скончался на обратном пути.
Французский детский крестовый поход
Как уже упоминалось, в это время Стефан из Клуа вел своих последователей из города Вандом. Ситуация у них была несмотря ни на что лучше, так как они успели обратиться за помощью к монахам-францисканцам, и маршрут для них оказался менее сложным. Тем не менее, их судьба оказалась не менее трагичной. В прибрежном Марселе, куда дети смогли добраться, к Стефану подошли Гуго Феррерус и Гийом Порку — местные купцы, предложившие доставить детей на Святую Землю с помощью своих кораблей. В итоге было снаряжено всего семь кораблей, и на каждый прошло около 700 детей. После этого их больше никогда не видели во Франции.
Несколько лет спустя в Европу вернулся монах-францисканец, который заявил, что, находясь рядом с детьми всё это время, стал свидетелем их путешествия. По его словам, всех детей обманули: вместо Святой Земли их привезли к берегам Африки, где их всех продали в рабство. Есть основания полагать, что ловкие купцы заранее спланировали продажу детей алжирским работорговцам. Таким образом, если кто-то из детей и смог добраться до Иерусалима, то исключительно в рабских оковах.
Крестовый поход детей 1212 года завершился катастрофой. Память о данном событии осталась в памяти людей и нашла отражение в современной культуре. Об этом историческом эпизоде были сняты фильмы, а известный писатель Курт Воннегут, вспоминая события того времени, назвал свою книгу «Бойня номер пять или крестовый поход детей».