Необходимо упомянуть и о пассажирах. Пассажирский состав был крайне разнообразным — от бедствующих эмигрантов из Швеции, Италии и Ирландии, стремившихся к лучшей жизни в Новом Свете, до благородных потомков миллионеров, таких как Джон Джейкоб Астор IV и Бенджамин Гуггенхайм (которые оба погибли во время трагедии).
Титаник — триумф инженерной мысли и его гибель: факты и домыслы о крушении
110 лет назад, в ночь на 15 апреля 1912 года, трансатлантический гигант Титаник, отправившийся в свой первый рейс, столкнулся с катастрофой по дороге к Соединённым Штатам. Прошло сто лет, и документы, которые были засекречены после трагедии, начали постепенно обнародоваться, что позволяло углубиться в детали происшествия.
Появляется множество новых фактов, которые действительно меняют общее представление о том, что случилось. Многие люди знакомы с трагедией крушения Титаника благодаря фильму Джеймса Кэмерона, но в этом фильме гораздо больше внимания уделяется личным судьбам персонажей, нежели самой катастрофе. Обострим внимание на катастрофе, которая забрала жизни 1,5 тысяч человек, — в статье 24СМИ.
Серия Олимпик
История Титаника началась 115 лет назад, в 1907 году, когда британская компания Уайт Стар Лайн приняла решение инвестировать средства в строительство трех линейных трансатлантических лайнеров, проектами которых стали Титаник, Олимпик и Британник. Строительные работы активно проводились на верфи в Северной Ирландии, где инженеры и рабочие усердно трудились над созданием этих океанских монстров.
Начало XX века ознаменовалось бумом пассажирского морского транспорта. На рынке начали возникать новые компании, которые конкурировали друг с другом, предлагая быстрые и комфортные лайнеры. Трансатлантические поездки становились всё более популярными, что побуждало предприимчивых бизнесменов стремиться удовлетворять растущий спрос и извлекать прибыли.
У Титаника было два ‘брата’, ставших менее известными — это Олимпик и Британник. Сначала был построен Титаник и Олимпик, а позже спустили на воду Британник. Всё три лайнера имели схожие характеристики, но история каждого из них оказалась различной.
Олимпик успешно совершил четыре рейса, все были удачными. Однако в ходе пятого плавания корабль столкнулся с крейсером Хоук, что привело к получению судном 12-метровой пробоины, в результате чего мы не успели даже толком начать этот рейс.
Лайнер был восстановлен и вернулся на трансатлантические линии. Олимпик продолжал плавать по волнам Атлантического океана как гражданское судно до начала Первой Мировой войны. В годы этого всеевропейского конфликта корабль был переоборудован для нужд армии: одежду корпуса перекрасили в маскировочные цвета, установили орудия калибром шесть дюймов и переименовали в Т-2810.
Во время войны Олимпик перевез через океан 119 тысяч солдат, в процессе он четырежды подвергался атакам подводных лодок, но дожил до окончания войны. После завершения конфликтов лайнер продолжил работать на гражданском рынке. На корабле проводились модернизации, в ходе которых был заменен двигатель: вместо угольного топлива начали использовать мазут.
Олимпик плавал по Атлантике до 1924 года, когда произошла авария: корабль столкнулся с лайнером Святой Георгий. После ремонта Олимпик продолжал эксплуатироваться, но проблем стало больше, особенно технических. В 1934 году лайнер налетел на плавучий маяк у канадского побережья, что стало причиной гибели семи членов его экипажа.
В 1935 году Олимпик был выведен из трансатлантических рейсов и отправлен на разборку в Шотландию, где его разобрали на запчасти и металл. Этот лайнер более 500 раз пересекал Атлантику и оставил в памяти пассажиров впечатление быстрого и удобного судна. Из частей корпусных конструкций корабля были проданы на аукционах; они пополнили частные коллекции или стали элементами декора в ресторанах.
Судьба Британника сложилась также трагично, как и у Титаника. Корабль был спроектирован для гражданского использования, однако он был спущен на воду на фоне начавшейся войны, что привело к его переоборудованию для медицинских нужд. В 1916 году лайнер натолкнулся на мину в проливе Кеа, близ Греции. Лайнер пошёл на дно всего за 55 минут, этого времени хватило, чтобы спасти экипаж.
Дальнейшая хронология трагедии
Большинство пассажиров, находившихся на верхней палубе, поначалу не почувствовали никакой угрозы. Стюардессы, разносящие в ресторане блюда на столах, отметили лишь легкий звук звонких ложек и вилок. Некоторые пассажиры ощутили незначительный толчок и дребезжание, которое незамедлительно прошло. Некоторые из них предположили, что с судна просто отвалилась винтовая лопасть.
На нижних палубах ощущения были гораздо более яркими: местные пассажиры стали слышать резкий скрежет и гул.
В полночь на мостик пришёл Томас ЭндрюС, создатель Титаника, чтобы оценить характер и серьёзность повреждений. После доклада о произошедшем и обхода корабля Эндрюс собравшимся сказал, что Титаник непременно утонет.
Томас Эндрюс — конструктор Титаника
Скоро корабль стал явно крениться. 62-летний капитан судна Эдвард Смит отдал приказ приготовить шлюпки и начать призыв пассажиров к эвакуации.
А радистам было приказано отправлять сигналы SOS всем встречным кораблям. Они выполняли эту задачу в течение следующих двух часов, и только за несколько минут до окончательного потопления Смит освободил радистов от работы.
Капитан Титаника Эдвард Смит: он погиб вместе со своим кораблём
Сигналы бедствия были приняты несколькими кораблями, однако почти все из них находились слишком далеко от Титаника. В 00:25 сообщение о трагедии дошло до лайнера Карпатия, который располагался на расстоянии 93 километров от miejsca катастрофы. Сразу же капитан Карпатии Артур Рострон направил своё судно в указанном направлении. Карпатия, стараясь спасти людей, сумела развить в эту ночь рекордную для себя скорость в 17,5 узлов — для этого на борту были отключены все электроприборы и отопление.
Ещё одно судно находилось даже ближе к Титанику, чем Карпатия — всего в 10 морских милях (что равняется 18,5 километрам). Теоретически оно могло оказать помощь, речь идёт о лайнере Калифорниэна. Капитан Калифорниэна, узнав о ледяной обстановке, решил остановить своё судно, планируя возобновить движение лишь следующим утром.
В 23:30 радист Титаника Филлипс и радист Калифорниэна Эванс переговаривались. Причём Филлипс в самом конце диалога довольно резко попросил Эванса не мешать, поскольку в этот момент он передавал сигнал на мыс Рейс (это находится на острове Ньюфаундленд). После этого Эванс отключил радиопередатчик и отправился спать. Через десять минут Титаник столкнулся с айсбергом. Вскоре Титаник отправил свой первый сигнал бедствия, но для Калифорниэна он уже не был слышен.
Кроме того, на Титанике не оказалось красных аварийных сигнальных ракет. Уверенность в непотопляемости корабля была так велика, что никто не подумал взять красные ракеты с собой. В итоге было решено использовать обычные белые фейерверки. Офицеры на других кораблях тоже видели белые ракеты, но решили, что это просто праздничный фейерверк. Поразительная цепь недоразумений!
Характеристики Титаника
Когда Титаник был введён в эксплуатацию, его длина составляла 269 метров, ширина — примерно 30 метров. Высота лайнера также впечатляла: от ватерлинии до верхней шлюпочной палубы она составляла 18,5 метров (а если считать от киля до самой верхней части первой трубы — в итоге получается 53 метра). Осадка этого лайнера была 10,5 метров, а водоизмещение равнялось 52310 тоннам.
Титаник в 1912 году в порту Белфаста (где он был построен)
Лайнер приводился в движение несколькими четырёхцилиндровыми паровыми машинами и одной паровой турбиной. При этом пар для них и для вспомогательных механизмов производился в 29 котлах. Следует отметить, что ни один из тридцати механиков корабля не выжили. Они оставались в машинном отделении, терпеливо поддерживая работу паровых механизмов до последней минуты.
Для движения Титаника использовались три винта. Центральный винт имел диаметр 5,2 метра и состоял из четырёх лопастей. Винты по бокам были большими — диаметром 7,2 метра, но уже имели по три лопасти. Винты с тремя лопастями могли совершать до 80 оборотов в минуту, центральный — до 180 оборотов в минуту.
На верхней палубе возвышались четыре трубы, каждая из которых имела высоту 19 метров. Титаник также имел двойное дно и состоял из шестнадцати герметичных отсеков, соединённых между собой водонепроницаемыми перегородками. По расчетам, судно могло оставаться на плаву даже в случае затопления любых двух отсеков или четырех подряд идущих отсеков на носу или корме. Однако в ночь катастрофы айсберг повредил пять отсеков — на единицу больше допустимого.
Пять повреждённых отсеков обозначены синим цветом
Титаник — плавучий город
10 апреля 1912 года Титаник покинул портовый город Саутгемптон и отправился в Нью-Йорк, едва не столкнувшись с пароходом с таким же именем. На капитанский мостик был назначен Эдвард Джон Смит, опыт которого составлял 25 лет: это путешествие на Титанике должно было стать последним рейсом перед его выходом на пенсию.
За несколько дней до отплытия трюмы корабля в спешном режиме заполнили продуктами и напитками, посудой и столовыми приборами, сигарами и упаковками опиума, стопками белья, льдом и свежими цветами: запасов должно было хватить на неделю, учитывая, что на борту было 2208 человек. К слову, лайнер был загружен лишь наполовину: в апреле трансатлантические рейсы не были особенно востребованы, а также забастовка угольщиков не способствовала быстрой продаже билетов.
Тем не менее, в назначенный день сотни пассажиров поднимались на борт Титаника по широким сходням — стюард у входа вносил их имена в специальную книгу учёта. Следует отметить, что список был впечатляющим: на лайнере собрались представительные лица британского и американского высшего общества. Среди пассажиров первого класса были такие миллионеры, как Джон Джекоб Астор, Шарлотта Кардеза и Бенджамин Гуггенхайм, глава White Star Line Джозеф Исмей, известная модельер Люси Дафф Гордон, звезда немого кино Дороти Гибсон (которая не только выжила в катастрофе, но и сыграла главную роль в фильме «Спасшаяся с Титаника»), основатель сети универмагов Macy’s Исидор Штраус, популярный писатель Жак Фатрелл, активистка Маргарет «Молли» Браун, победитель Уимблдонского турнира Карл Бер и многие другие состоятельные и известные личности.
Перед катастрофой: айсберг по правому борту
14 апреля настал четвертый день этого грандиозного путешествия на Титанике. Казалось, морская стихия благоволит скоростному лайнеру: ясная погода и праздничная атмосфера на борту, похоже, не могли пробудить ни беспокойство, ни предчувствия беды. Тем не менее трагическому исходу предшествовали несколько роковых недоразумений.
Одним из таких конфликтов стала утрата ключа от шкафа с биноклями, которые использовались смотрителями в так называемом «вороньем гнезде» — наблюдательном пункте над марсовой площадкой корабля. Второй помощник, Дэвид Блэр, был исключён из экипажа незадолго до отплытия лайнера и не успел передать ключ своему преемнику, что оставило наблюдателей без биноклей. Возможно, именно по этой причине айсберг остался незамеченным своевременно.
К тому же, после получения несколько предупреждений об айсбергах и ледяных полях от проходящих пароходов, капитан Смит не сразу озвучил эту информацию своим офицерам. Вместо этого он поделился радиограммой с Джозефом Исмеем, которому, по слухам, хотелось поддерживать максимальную скорость Титаника.
Тем не менее капитан Смит всё-таки попытался избежать ледяной угрозы, отдав приказ о смене курса на юго-запад. В результате лайнер двигался южнее привычного маршрута, но это решение, в конечном итоге, стало роковым для Титаника: ведь впервые за многие годы Лабрадорское течение также изменило свой маршрут, отклонившись на юг и сделав тем самым движение айсбергов в том числе опасным для судов.
Стапельный период
Чертежи будущего морского гиганта были утверждены 29 июля 1908 года. Титанику был присвоен серийный номер 401. Киль лайнера был заложен 31 марта 1909 года. Строительство Титаника велось по традиционной схеме: на горизонтальный киль — массивный стальной брус толщиной 7,62 см, устанавливался вертикальный. К нему крепились балки, соединённые между собой стальными клёпаными листами, формируя настил второго дна. С обеих сторон от килевого бруса устанавливались стрингеры, чтобы обеспечить продольную жёсткость корпуса. На судах класса Олимпик устанавливались по четыре днищевых стрингера с каждой стороны между центральной балкой и крайним листом. Кроме этого, под будущим машинным отделением для большей статической жёсткости устанавливались дополнительные стрингеры.
После завершения настила второго дна вертикально, по бортам, устанавливались стальные шпангоуты, представляющие собой профильные балки. Шпангоуты правого и левого бортов соединялись поперечными стальными балками — бимсами, к которым уже затем крепились палубные настилы. К 20 ноября 1909 года завершили основной металлический остов — каркас из переборок и 300 поперечных стальных шпангоутов. Шпангоуты высотой 20 м достигали настила шестой палубы (палубы B) и находились друг от друга на расстоянии 91 см, но в носовой части это расстояние сокращалось до 60 см, а в кормовой — до 69 см. В области расположения тяжёлых машин прочность корпуса была усилена за счёт установки частых рамных шпангоутов.
Каркас судна обшивался стальными листами размера 9 × 1,87 м с толщиной от 2,5 до 3,8 см, масса которых варьировалась в зависимости от толщины в пределах от 2,5 до 4,5 т. Листы внешней обшивки имели одинаковый размер с листами настила палуб, размеры были стандартными для сталелитейного производства того времени. Сталь, использованная для сооружения Титаника, была высшего качества, которая долгие годы оставалась промышленным стандартом. Тем не менее, стальные листы имели незначительный дефект до крепления, так как перфорация заклёпочных отверстий на верфи Harland & Wolff производилась холодным способом, с использованием пробойника и кувалды, что приводило к образованию микротрещин на периферии отверстий. Листы соединялись тремя рядами стальных и железных заклёпок. Однако железо для заклёпок не имело наивысшего качества. Заказывая материал для заклёпок, Harland & Wolff остановила свой выбор на бруске № 3 стандарта Best, в то время как большинство судостроителей того времени предпочитали использовать образец № 4 (Best-best), традиционно применяемый для создания якорей, цепей и высококачественных заклёпок. Предел прочности материала стандартного образца № 4 приближался к 80 % от аналогичной характеристики стали, тогда как в образце № 3 составлял значительно меньше — всего 73 %. В общей сложности на строительство Титаника потребовалось свыше трёх миллионов заклёпок, 75 % из которых забивались вручную, остальные — с использованием гидравлической клепальной пушки.
Работами на стапеле занимались около 1500 рабочих, среди которых было много мальчиков возрастом 12–13 лет, которые работали с заклёпками: нагревали их на портативных коксовых печах до температуры 815—990°С и быстро подносили в нужное место. В то время к правилам техники безопасности практически не уделялось внимания, что привело к большому количеству несчастных случаев. За время работ на стапеле погибло 6 рабочих, многие из них от падения с высоты, ещё двое погибли в производственных и вспомогательных помещениях верфи. 246 человек получили травмы, 28 из которых были тяжёлые (ампутации конечностей, травмы костей).
Спуск на воду
Спуск лайнера на воду предварялся длительной подготовкой. Сначала разбирали леса, затем вся масса ещё не полностью построенного судна переносилась с подкилевых дубовых колодок на гидравлические курки, далее убирались опоры и стойки, которые поддерживали корпус в секущем положении, и крепились деревянные салазки. После завершения этой операции тщательно смазывались спусковые дорожки. Для спуска большого судна использовалось 23 тонны паровозного масла, а также смазки из рыбьего жира и жидкого мыла.
31 мая 1911 года в честь спуска Титаника на воду на набережной Белфаста и на песчаных отмелях реки Лаган собралось около 100 000 человек. Это событие стало особенно заметным, так как на этот же день White Star Line запланировала выход из Белфаста успешно прошедшего ходовые испытания Олимпика. На специальной трибуне возле корпуса лайнера находились почётные гости: владелец треста IMM Джон Пирпонт Морган, Джозеф Брюс Исмей с дочерью Маргарет, лорд и леди Пирри, мэр Белфаста и другие именитые особи. Рядом с носом лайнера были установлены ещё три трибуны: две для приглашённых гостей и одна для прессы. Как и все суда компании White Star Line, Титаник не проходил традиционного обряда крещения, его борт не разбивали бутылкой с шампанским.
Около полудня заключительный обход исполнил президент судоверфи Уильям Пирри, который еще раз проинструктировал рабочий персонал. В это время в воздух взмыла сигнальная ракета, призывая все небольшие суда покинуть залив в связи с приближающимся временем спуска. Именно поэтому на корме Титаника был поднят красный флаг. В 12:13 с помощью гидравлического пускового механизма были отданы курки, и корабль начал движениe по наклонной плоскости стапеля. В 12:14 Титаник за 62 секунды успешно сошёл кормой вперёд со стапеля в реку Лаган; для торможения использовались шесть якорей и две прикреплённые к судну якорные цепи по 80 тонн каждая, которые волочились по дну и остановили развивший скорость 12 узлов Титаник. До полной остановки новый лайнер прошёл половину своей длины.
История Титаника в литературе и кино
Первыми на события отреагировали поэты: в газетах появились множество элегий, посвящённых трагедии. Эдвин Дрю выпустил сборник стихов, в которых были описаны ужасные события. Томас Харди, известный поэт своего времени, опубликовал стихи, осуждающие лицемерие, стремление к роскоши и безрассудство. Начали также выходить документальные хроники, авторы которых были спасшимися пассажирами Титаника, такие как Артур Рострон и Арчибальд Гресли — писатели, которым по случаю выпало побывать на борту судна в момент крушения. Со временем появились многие бестселлеры, посвящённые катастрофе Титаника:
- Клайв Касслер, Поднять Титаник, 1994;
- Уильям Сейл, «Шерлок Холмс и трагедия Титаника, 1996;
- Лия Флеминг, Спасенная с Титаника, 2014.
Трагедия Титаника также нашла отражение в кино:
- Гибель Титаника, режиссёры Вернер Клинглер, Херберт Зельпин, 1943;
- Титаник, режиссёр Жан Негулеско, 1953;
- Гибель Титаника, режиссёр Рой Уорд Бэйкер, 1958;
- Непотопляемая Молли Браун, режиссёр Чарлз Уолтерс, 1964;
- National Geographic: Секреты Титаника, режиссёры Боб Баллард, Грэм Херли, Николас Ноксон, 1986;
- Титаник, режиссёр Лутц Бусчер, 1984;
- Титаник, режиссёр Джеймс Кэмерон, 1997;
- Титаник: Абсолютно новая история, режиссёр Даг МакКолли, 1998;
- Призраки бездны: Титаник, режиссёр Джеймс Кэмерон, 2003;
- Титаник: Рождение легенды, режиссёр Уильям Лайонс, 2005;
- Спасение Титаника, режиссёр Морис Суини, 2012;
- Титаник: Кровь и сталь, сериал, 2012.
Примечания
- ↑57 увлекательных фактов о Титанике(неопр.) . usatoday.com (12 апреля 2019). Дата обращения: 17 октября 2023.
- ↑ 2,02,12,22,3Титаник: история крушения и интересные факты о корабле, который до сих пор вызывает интерес(неопр.) . nur.kz (6 сентября 2023). Дата обращения: 17 октября 2023.
- ↑ 3,03,1Невинная Иветта. Реальность страшнее фильма: правда и мифы о легендарном Титанике(неопр.) . NEWS.RU (20.02.2023). Дата обращения: 17 октября 2023.
- ↑ Фильмы и сериалы о Титанике(неопр.) . FILM.RU. Дата обращения: 17 сентября 2023.
Данная статья имеет статус готовой. Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!
- Знание.Вики:Готовые статьи об искусстве
- Все статьи
- Корабли Уайт Стар Лайн
- Затонувшие корабли
- Океанские лайнеры
- Столкновения с айсбергом
- Титаник
- Затонувшие корабли, обнаруженные в 1985 году