Свадебное платье всегда обладало статусом мощного талисмана, поскольку в нем молодая девушка вступает в новую главу своей жизни. На протяжении веков этому наряду приписывается особое влияние на судьбу невесты. На примере платья принцессы Дианы можно убедиться, что оно стало предвестником ее трагической и судьбоносной жизни.
История создания свадебного платья принцессы Дианы: почему дизайнеры им не гордились
Свадьба принца Чарльза и принцессы Дианы, состоявшаяся 29 июля 1981 года, стала одним из самых зрелищных событий своего времени: ее трансляцию посмотрели примерно 750 миллионов человек из 74 разных стран. Наряд невесты, по задумке авторов, должен был одновременно отражать как величие королевской особы, так и невинную простоту еще совсем юной Дианы. Однако, к сожалению, не все моменты этого творения художникам удалось реализовать успешно.
На венчании все члены королевской семьи находились под неослабным вниманием, но главной звездой вечера, безусловно, оказалась Диана и ее уникальное свадебное платье, выполненное из шёлковой тафты цвета слоновой кости, расшитое 10 000 жемчужин под руководством дизайнеров Элизабет и Дэвида Эммануэль. На сегодняшний день это платье находится в частной коллекции, но оно продолжает быть важной частью наследия британской королевской семьи, бережно хранимой сыновьями Дианы — принцем Уильямом и принцем Гарри, которые сохраняют его в памяти о своей матери.
Как Диана нашла своих дизайнеров?
Во время встречи с редактором Vogue Диану Спенсер, уже помолвленную с принцем Чарльзом, познакомили с молодыми дизайнерами Элизабет и Дэвидом Эммануэль, которые работали под своим собственным лейблом Emanuel. Они создали несколько эскизов вечерних платьев для Дианы, включая знаменитый черный наряд с открытыми плечами, в котором она блистала в Королевском оперном театре — на своем первом выходе в свет как невеста наследника. Это платье произвело настоящий фурор. Дэвид Эммануэль в интервью изданию Women’s Own делился, что общественность привыкла видеть Диану Спенсер в скромных блузках и плиссированных юбках, когда она работала воспитательницей в детском саду, а когда она вышла из лимузина в платье Emanuel из тафты, все воскликнули: «Боже мой, она выглядит как кинозвезда!»
Платья, созданные Элизабет и Дэвидом, прошли жесткое испытание временем. И неудивительно, что, принимая решение о самом важном наряде в своей жизни, Диана вновь обратилась к молодому бренду. Хотя супруги уже были в разводе и рассказывают эту историю немного по-разному, они едины в одном: предложение сшить свадебное платье поступило от самой Дианы, и это стало поворотным моментом в их карьере.
Юная невеста
Выбор дизайнеров и уникальный цвет платья — слоновая кость — стали весьма неожиданными для всех. Шедевр был создан супругами Эммануэль, которые только что закончили Королевский колледж искусств. Несмотря на отсутствие громкой репутации и опыта в создании свадебных нарядов, они понимали, как должен выглядеть идеальный образ для Дианы. Совместно с будущей принцессой они создали платье, которое стало символом всех девичьих романтических мечтаний. Эта свадьба обещала стать событием века, и наряд невесты должен был соответствовать этому грандиозному событию.
Диана уже дважды обращалась к супругам Эммануэль, и каждый раз их наряды вызывали большой интерес прессы. Именно они создали нежно-розовую блузку, в которой Диана позировала для знаменитого портрета в Vogue, а также скандально известное чёрное платье с глубоким декольте для официальной помолвки с принцем Чарльзом. Однако личное знакомство состоялось только во время подготовки к свадебному наряду. Элизабет Эммануэль позже поделилась, что они были поражены юностью и невинностью Дианы, когда она впервые пришла к ним на примерку. В этот момент у дизайнеров возникло желание создать нечто волшебное и незабываемое.
Самое секретное платье в мире
Работа над платьем происходила в условиях полной секретности. Окна ателье были заклеены черными шторами, никто не мог заглянуть внутрь. Зная, что их мастерская находится под постоянным наблюдением paparazzi, дизайнеры нашли способ обмануть всех, заказав ткани нескольких оттенков и подкидывая в мусор обрезки для отвлечения внимания — чтобы никто не смог угадать стиль платья, которое выбрала Диана. Удивительно, но всю работу над платьем на протяжении всего времени выполняла всего одна швея — Нина Миссетсис. Благодаря такой предосторожности, папарацци не смогли заполучить даже намека на то, как будет выглядеть наряд.
Поэтому мир знал и ждал момент, когда невеста выйдет из кареты. И Диана не разочаровала ожидания! Платье сразу напоминало викторианскую роскошь: оно обладало пышными манжетами, усыпанное винтажным кружевом и обильно расшитое жемчужинами. Особой радости добавлял великолепный семиметровый шлейф, который эффектно тянулся за Дианой, когда она поднималась по ступеням собора Святого Павла в Лондоне. Эта сцена словно была вырвана из старой сказки: прекрасная принцесса, облаченная в сказочное платье, словно созданное самой феей-крестной, встречается с благородным принцем. Как закончилась эта печальная история, к сожалению, известно всем.
Неудачный выбор ткани
Для создания платья использовали шесть видов тканей и старинное кружево, переданное от бабушки королевы Елизаветы II. Важнейший элемент был выполнен из шелковой тафты цвета слоновой кости. Этот изящный и в то же время достаточно жесткий материал позволяет создавать невероятно объемные силуэты. Однако молодые дизайнеры не учли важный аспект: тафта очень сильно мнется, и все складки можно было убрать только с помощью утюга.
Создатели платья не учли, что невеста должна была проехать к собору Святого Павла в закрытой карете. Платье, фата и шлейф заполнили все пространство, где находился также и отец Дианы.
Подвенечное платье должно было произвести на зрителей впечатление королевской роскоши и великолепия. И хотя появление невесты действительно стало оглушительным, эффект был совершенно не тем, на который рассчитывали дизайнеры. Платье выглядело мятым и неаккуратным, словно его только что вынули из корзины с грязным бельём. Подружки невесты пытались спасти ситуацию, поправляя платье прямо на глазах у публики, но не имея под рукой утюга, они не могли ничего сделать.
Как платье стало предвестником судьбы
Многие зрители восприняли произошедшее как дурное предзнаменование, увидев в нем несколько знаков, предвещающих печальную судьбу Дианы.
Согласно мнению экспертов по свадебным традициям, многочисленные складки и заломы на платье и фате символизируют запутанные и сложные отношения между будущими супругами. Устойчивое желание подправить и поправить наряд невесты на протяжении свадебной церемонии также считается неприятным знаком, указывающим на постороннее вмешательство в новую жизнь молодой семьи.
Сразу перед выходом из церкви Диана случайным образом пролила на платье духи, оставив небольшой, но заметный след. Это может показаться незначительным, но пятна на свадебном наряде считают плохим знаком.
Кроме того, дизайнеры нарушили еще одно важное поверье, заключающееся в том, что жемчуг в свадебном платье сулит невесте слезы. А платье Дианы было расшито десятью тысячами жемчужин.
После венчания молодожены смотрели в разные стороны, что также вызвало у зрителей сомнения и стало дополнительной приметой на недоброе.
Нельзя недооценивать значение примет, и в судьбе принцессы Дианы действительно были сложные отношения с ее супругом, принцем Чарльзом, постоянное вмешательство внешних людей в их семейную жизнь и множество слез.
Диана придерживалась свадебных традиций
Getty Images
Как сообщает журнал Hello!, примерки наряда Дианы проходили в строгом секрете — только она и команда дизайнеров знали, как будет выглядеть платье. При выборе эскиза и силуэта будущего наряда она попросила привести лишь одну гостью — свою мать — в отличие от традиционных больших свит, с которыми обычно идут аристократы и члены королевской семьи.
Что касается классических свадебных традиций, Диана соблюла их все. У нее было нечто старое — квадрат кружев, который когда-то принадлежал королеве Марии. Согласно информации издания Town & Country, этот кусочек ткани был найден или был пожертвован Королевской школой вышивки. Остальные кружевные аппликации на платье были вырезаны из антикварного кружева, специально изготовленного на британском шёлковом заводе. Еще одной вещью старинного происхождения (и одновременно — заимствованной) стал тиара семьи Спенсер, представляющая собой наследие XVIII века, одалживаемая от её семьи. Это было как традиционное, так и смелое решение, поскольку Диана могла бы взять тиару из короны.
В то время как британцы обычно добавляют «шестипенсовик в туфлю» для удачи, Диана решила пойти дальше — в платье Эммануэль была аккуратно пришита подкова, сделанная из 18-каратного золота и усыпанная белыми бриллиантами, как символ удачи.
Хотя большинство деталей образа Дианы были новыми, включая обувь, в области пояса платья была пришита маленькая синяя бантик, ставшая ее «чем-то голубым».
Существовал запасной наряд
Getty Images
В 2005 году аукционный дом заявил о наличии дубликата оригинального платья Дианы, как сообщает CBS News. При этом дизайнеры Эммануэль настаивали на том, что не создавали второй версии платья, но раскрили, что они действительно разработали альтернативное платье для Дианы, с более pronounced V-образным вырезом и без кружева.
СМИ с нетерпением ждали, чтобы увидеть дизайн наряда, и Эммануэли сделали всё возможное, чтобы скрыть эскиз, силуэт и детали дизайна до самого дня свадьбы. По информации MetDaan, они даже установили сейф в своем студии для хранения дизайнерских эскизов и образцов тканей. «Звучит немного чрезмерно, но на самом деле казалось, что люди готовы сделать всё возможное, чтобы узнать, как будет выглядеть платье», — объяснил Дэвид Эммануэль.
Они беспокоились, что оригинальный дизайн платья может утечь в прессу, и в этом случае запасной наряд предназначался для того, чтобы быть надетым только в случае, если первый станет известен журналистам. Однако странно, но второй наряд исчез из студии; многие предполагали, что платье, выставленное на аукцион, было на самом деле украденным запасным нарядом, а не копией настоящего платья, которое Диана надела под венец.
Внутри её платья была маленькая подкова на удачу.
Getty Images
В качестве символа удачи дизайн платья принцессы Дианы украшала подкова из 18-ти каратного золота, усыпанная белыми бриллиантами. Несмотря на то, что этот элемент не был виден на фотографиях или даже тем, кто находился рядом с Дианой во время церемонии, подкова стала приятным дополнением к уже великолепному наряду.
Вуаль, прикрепленная к тиаре, была длиннее шлейфа.
Getty Images
Одной из самых впечатляющих частей платья принцессы Дианы был шлейф длиной 25 футов (около 7,6 метров). Однако еще более удивительной была вуаль длиной 153 ярда (около 140 метров), прикрепленная к ее тиаре, которая придавала образу настоящую принцессу.