Марина Абрамович в Лондоне: в чем смысл нового перформанса художницы

В 1970 году Марина Абрамович закончила Университет Искусств в Белграде и начала свою карьеру сольных выступлений, которые вскоре станут предметом общественного обсуждения. Об этих выступлениях будут говорить с ужасом и слезами на глазах, но не сразу — лишь через 30-40 лет.

Природа жестокости: в чём смысл перформанса Марины Абрамович «Ритм 0»

Перформанс «Ритм 0» Марины Абрамович во многом воспринимается как провокационный акт, в котором художницу обвиняют в манипуляции со зрителями. Вопрос заключается в том, управляла ли она действиями толпы или же стала для них лишь пассивным объектом. Эти аспекты мы и рассмотрим в данной статье.

Перформанс, как форма искусства, представляет собой живое действие, происходящее в определённом месте и в определённое время, когда художник создаёт свою работу или высказывается по поводу какой-либо актуальной темы. Формат перформанса ставит акцент на самом акте творчества и энергетическом взаимодействии, которое возникает между автором и аудиторией.

Марина Абрамович, заметная фигура современного искусства, сделала перформансы одной из наиболее популярных форм самовыражения в конце XX — начале XXI века. В своей работе «Балканское барокко» она провела несколько дней в закрытом пространстве, где часами мыла окровавленные кости, символизировавшие жертвы югославской войны. Перформанс «Великая стена» стал итогом её десятилетнего сотрудничества с партнёром-художником Улаем, когда они пересекли китайскую стену с противоположных концов, чтобы встретиться в последний раз. Однако эта встреча не стала финалом их отношений. В 2010 году она организовала перформанс «В присутствии художника», где любой желающий мог сесть напротив неё и на протяжении нескольких минут молча смотреть ей в глаза. В ходе этого опыта Абрамович соприкоснулась с внутренним миром около 1500 человек, включая Улая.

Эти и многие другие работы художницы получили широкую огласку в СМИ и стали предметом общественныхdebатов. Одним из самых известных и обсуждаемых перформансов Абрамович является «Ритм 0», исполненный в 1974 году. Этот эксперимент стал смелым шагом, показывающим, как провокационно может выглядеть участие художника в процессе создания искусства. В ходе «Ритм 0» Абрамович стала объектом манипуляций, давая зрителям возможность стать активными участниками. Этот перформанс вызвал резонанс в искусствоведческих кругах и оставил глубокий след в истории перформанс-арта.

Суть эксперимента

Перформанс был основан на исследовании границ и возможностей человеческого тела, а также на понимании роли зрителей в процессе создания искусства. Центральной концепцией данного произведения стало полное отказ от контроля художника над своим телом и передача этой власти зрителям, позволяя им использовать её по своему усмотрению. Это поднимает важнейшие вопросы о границах индивидуальности, свободе выбора и моральных ограничениях.

Перформанс проходил в галерее Studio Morra в Неаполе, Италия. Пространство было оформлено в минималистическом стиле и содержало 72 предмета. Среди них находились такие вещи, как роза, вино, нож, пистолет и пуля, каждая из которых могла как приносить благо, так и наносить вред.

На протяжении шести часов Абрамович неподвижно стояла перед зрителями, предоставляя им полную свободу использова́ния предложенных предметов. Сначала публика была настроена скептически, но вскоре стала более активной. Их действия варьировались от добрых и заботливых до агрессивных и опасных. Некоторые зрители обнимали её и поддерживали, однако после того, как один из участников толкнул художницу, атмосфера перформанса кардинально изменилась. Абрамович подвергалась различным актам насилия, включая порезы шипами розы, оголение тела, сексуальные домогательства и даже угрозы убийства. Она вспоминала: «Я чувствовала реальное насилие: они разрывали мою одежду, втыкали шипы розы в мой живот, один человек взял пистолет и направил его мне в лицо, но другой успел забрать оружие. В воздухе витала атмосфера агрессии.»

Балканский эротический эпос

Первоначальная известность пришла к Марине Абрамович благодаря фильму, который какое-то время существовал бесконтрольно на YouTube, пока зрители не начали вникать в детали, что именно там изображено. Этот перформанс, где участвуют живые люди, стал доступен для просмотра в любое время, но в основном — в виде фрагментов и в непубличных местах.

Это интересно:  Домашние деревья: лучшие варианты для современного интерьера

Интересно, что российская публика впервые узнала о Абрамович именно благодаря этому фильму, выпущенному в 2006 году. После этого поклонники стали искать другие её работы, включая перформансы 70-х и 90-х годов. Но сейчас мы подробнее остановимся именно на этом её произведении.

В фильме Марина

Марина можно воспринять как пейзаж, изображающий море. Слово «марина» (итал. marina) произошло от латинского «marinus», что означает «морской». В контексте этого произведения, она рассказывает о том, как на её родине взаимодействовали с природой и Богом, а также о мистических и физических явлениях. Складывается впечатление, что часть этой истории трудно поддается проверке, однако она показывает, как, например, балканцы помогали своим женщинам во время родов, используя собственные гениталии, а также как исцеляли свою скотину таким же образом. Абрамович акцентирует внимание на том, что в её культуре интимные зоны использовались в домашней и групповой магии как обладающие особой силой. Например, если женщина на Балканах желала, чтобы её мужчина её любил, она помещала маленькую рыбку в свою вагину и оставляла её там на всю ночь. Утром она извлекала мёртвую рыбку, затем измельчала её в порошок, смешивала с кофе и подавала своему возлюбленному. Считалось, что если он выпьет этот кофе, он никогда от неё не уйдёт — это лишь одна из самых безобидных практик, представленных в 13-минутном фильме, который Запретили к показу почти везде из-за обилия эротических сцен. Однако, если хорошо поискать на личных блогах, защищённых от просмотра детьми младше 18 лет, его можно найти.

Балканское барокко

Стиль барокко, сменивший Ренессанс, в отличие от искусства Возрождения, которое стремилось сохранить дистанцию между произведением и зрителем, нацелен на то, чтобы потрясти душу. Успех этого подхода подтверждается живописными шедеврами той эпохи — настоящими сокровищами искусства.

Перформанс, проведённый в 1997 году, посвящён памяти погибших в Югославии.
Абрамович в течение нескольких дней по шесть часов в сутки мыла окровавленные кости на глазах у публики. Всего костей было 1500. Порой во время перформанса она рассказывала о Белграде и о том, что никогда не говорит, что она из Сербии — ведь это была страна, которой больше нет. Этот перформанс был отмечен Золотым Львом на 47-й Венецианской биеннале.

Фото: один из моментов перформанса Губы Томаса (1975 г.), источник — www.guggenheim.org Перформан

Эта работа считается прародителем всех спорных, резонансных и часто травмирующих перформансов. В ходе него Абрамович, выпив литр вина с медом, вырезала на животе лезвием пятиконечную звезду. По сценарию, она должна была себя выпороть, а затем лечь на крест из чистого льда, расположенный под электрическим обогревателем. Однажды её бабушка обнаружила Марину без сознания с опалёнными волосами — она репетировала перед выступлением.
В Белграде этот перформанс прошёл незамеченным, однако позже он был неоднократно реализован в Нью-Йорке, где действия наконец-то получили должную оценку.

Это интересно:  Спортсмен и генератор идей, есть сын: что еще известно об Артуре Очеретном, новом муже Людмилы Путиной

В присутствии художника

Таким образом, Марина Абрамович использовала своё тело не только как предмет, но и как объект своего творчества. Искусство Абрамович невозможно представить без неё самой как главного экспоната. Именно её тело, её эмоции, её движения и проницательный взгляд стали главными инструментами художницы. Многие участники вспоминают магнетическое воздействие Абрамович на зрителей; казалось, что одного лишь её присутствия в музейном зале достаточно, чтобы состоялся художественный акт.

Фактически, в знаменитом перформансе «В присутствии художника» у Абрамович не было ни одного внешнего средства или декорации — лишь она сама и зритель, сидящий напротив неё. Этот перформанс длился почти три месяца. Художница сидела в здании Нью-йоркского музея современного искусства с момента открытия до закрытия и молча смотрела в глаза зрителям, которые по очереди садились за стол напротив неё. Абрамович отмечает, что для людей, сидевших с ней, этот опыт был чем-то похожим на медитацию, погружение в себя. Многие из них не выдерживали и плакали.

Марина Абрамович, В присутствии художника, 2010

Продолжением такого длительного перформанса стал проект «512 часов», проведённый в лондонской галерее Serpentine. В течение всего лета 2014 года художница проводила время в галерейном зале, куда с 10 утра до 6 вечера приходили зрители.

В рамках 512 часов перформанса с Мариной Абрамович встретилось около 130 тысяч человек.

Эти многодневные, многонедельные и даже многомесячные перформансы стали визитной карточкой художницы. Такие длительные действия позволяли ей погрузиться в реальность настоящего момента. Мы часто фокусируемся на воспоминаниях о прошлом или теряемся в мечтах о будущем, однако художница приглашает зрителей вернуться в настоящее и осознать, как им следует жить.

Присутствие без присутствия

Спустя пять лет, в 2019 году, Марина Абрамович вновь вернулась в галерею Serpentine в Лондоне, но на этот раз в цифровом формате. С помощью технологии дополненной реальности было создано электронное трёхмерное изображение художницы. В сотрудничестве со студией Tin Drum, специализирующейся на смешанной реальности, артистка сняла 19-минутный видеоролик. Съёмки проводились одновременно с 36 камер, что позволило запечатлеть Абрамович с разных ракурсов и создать объёмное изображение.

Процесс съёмок ролика. Фото — serpentinegalleries.org

Чтобы увидеть Абрамович, необходимо было пройти в импровизированную лабораторию, где зрителей встречали сотрудники галереи в белых халатах. Каждому посетителю надевали очки дополненной реальности, и через мгновение зритель действительно оказывался лицом к лицу с Мариной Абрамович, стоящей в центре зала. Художница выполняла замысловатые жесты руками и двигалась по кругу, словно исполняя какой-то ритуальный танец. Временами её образ исчезал в синей звездной пыли, оставляя лишь тень от её невидимого тела на полу галереи. Какой посыл хотела донести своим творчеством эта выдающаяся художница?

Imponderabilia. 1977

Performe «Imponderabilia» (Непостижимость) был исполнен Мариной в сотрудничестве с Улаем. В его рамках они стали живым входом в галерею современного искусства в Болонье. Зрителям предстояло пройти через узкое пространство, где стояли обнажённые художники, и каждый проходящий должен был выбрать, с кем из них встретиться взглядом, — добавляет Абрамович. Внутри музея посетители вскоре понимали, что их снимала скрытая камера — этот момент выбора и сомнения оказался неуловимым в определении человеческого поведения. Перформанс, который должен был продлиться три часа, был прерван полицией спустя 90 минут.

Это интересно:  Темная сторона сказок братьев Гримм: что скрывается за детскими историями

марина абрамович перформанс фото

Отношения во времени. 1977

В этом перформансе вновь актуализируется тема доверия между партнёрами. Марина и Улай должны были провести 16 часов, сплетя свои волосы в галерее. Сидеть неподвижно на полу какое-то время действительно трудно, и возможность каждого продолжать зависела от выдержки другого. Однако цель художников заключалась в том, чтобы проанализировать, насколько общественная энергия могла заставить их пересмотреть границы возможного. В результате, спустя 16 часов, когда усталость достигла пика, в зал пригласили зрителей, и перформанс продлился 17 часов.

марина абрамович и улай фото

Объективизация и феминизм в Ритме 0

marina abramovic rhythm 0 1974

В инструкциях Абрамович ясно указывает: Я — объект. Её статус как объекта, а не как человеческого существа, подтверждается её пассивным поведением и действиями аудитории, реализующей свои желания на ней. Сама художница заявила, что в этот момент она чувствовала себя как марионетка. Объективизация тела Абрамович, образы женщины, терпящей насилие и сексуальные домогательства, затрагивают феминистские вопросы. Тем не менее, Марина Абрамович не совсем согласна с этой интерпретацией. Она утверждала, что никогда не воспринимала двигатель произведения как женскую энергию и считала, что смелость, необходимая для выполнения этой работы, кажется более мужской с её точки зрения.

Ритм 0 тем не менее продемонстрировал, как женское тело может быть объектом и товаром, которое доступно для использования, изменения и применения согласно желаниям зрителей. Через эксплуатацию и принятие решений о её теле, перформанс затрагивает феминистские вопросы. Феминистская интерпретация Ритма 0 кажется ещё более обоснованной, когда речь заходит о критическом восприятии этого перформанса в тот период. Как женщина-художник, работа Абрамович была особенно подвержена цензуре. Не только её не воспринимали так серьёзно, как её male коллег, но и над ней часто насмехались в прессе. В сербском издании Jež писали, что Марина Абрамович не так уж плоха на вид и что кто-то мог бы «использовать» её. Фактическое использование и объективизация тела Абрамович подчеркивают феминистскую коннотацию этого перформанса. Рассматривая это знаменитое произведение искусства, мы можем осознать феминистскую значимость её работы, потенциальную опасность вредных групповых динамик и сложную этическую ответственность, которую мы несём за окружающих нас людей.

Читать далее:

5 контроверсий, связанных с Мариной Абрамович

Автор изображения

Автор: Стефани Граф, в процессе получения магистерской степени, бакалавр в области истории искусств Стефани завершает свою бакалаврскую степень в области истории искусств в Венском университете, Австрия. Она начнёт свою магистратуру в следующем семестре. Стефани увлекается современным и актуальным искусством, архитектурой и теорией искусства. Она заинтересована в исследовании и чтении о влиянии искусства на зрителя и общество и считает, что искусство способно изменить, поставить под сомнение и сформировать наш способ мышления и жизни.

Оцените статью
BeautyBarShop
Добавить комментарий