Матильда Феликсовна Кшесинская

Между молодыми людьми возникла быстроразвивающаяся симпатия; Николай регулярно приходил на выступления Матильды, и их отношения развивались стремительными темпами. Однако оба осознавали, что их роман не может иметь счастливого завершения. В честь соблюдения приличий для Кшесинской был приобретён особняк на Английской набережной, в котором пара могла встречаться безо всяких преград.

Балетный роман

Интерес к биографии Матильды Феликсовны Кшесинской мог бы так и остаться уделом небольшого круга любителей балета, если бы не те мифы и сенсации, которые всегда окружали эту выдающуюся балерину.

Большинство легенд связано с её романтическими отношениями с молодым наследником российского престола Николаем II в период с 1890 по 1894 года. Многие до сих пор уверены, что он с тех пор до февраля 1917 года тайком посещал свою возлюбленную, передвигаясь по подземному ходу, соединяющему Зимний дворец под дном Невы и её особняк.

Судьбоносная встреча

Что же на самом деле произошло между молодым наследником российского трона и юной Матильдой? Их знакомство состоялось 23 марта 1890 года во время выпускного экзамена в Петербургском Императорском театральном училище. На это мероприятие, как было принято, прибыла вся императорская семья — император Александр III, императрица Мария Фёдоровна, цесаревич Николай Александрович и четыре брата императора.

Семнадцатилетняя Матильда старалась излучать уверенность и грацию, исполняя паде-де из балета «Тщетная предосторожность». По завершении спектакля состоялось представление выпускников перед высокими гостями. Александр III первым обратился к Кшесинской, произнеся несколько похвальных слов. Если принять во внимание записи самой балерины, сделанные в конце 1950-х годов, император произнес тогда пророческие слова: «Будьте красой и гордостью русского балета!».

Матильда Кшесинская.

Когда все участники мероприятия переместились в столовую, Матильда и ещё два лучших выпускника оказались за одним столом с императором. Наследнику было указано место рядом с Матильдой, и он, улыбаясь, сказал: «Смотрите, только не флиртуйте слишком». Николай посмотрел на простую белую кружку, стоявшую перед каждым и, улыбнувшись, спросил её: «Вы, наверное, из таких кружек дома не пьёте?» С этой случайной фразы вытек разговор, который быстро приобрёл непринужденный характер. Когда пришло время прощаться, стало очевидно, что в их сердцах уже начало зарождаться чувство взаимного увлечения.

Юная выпускница не могла закрыть глаза всю ночь напролёт. Она записала в своём дневнике: «Я не могла долго уснуть; передо мной всё ещё стояли картины только что произошедшего. Но больше всего я представляла себе Наследника, он произвёл на меня необычайно приятное впечатление, и я чувствовала, что он мне безусловно понравился и не на один день».

Сдержанный по своей натуре Николай, вернувшись в Аничков дворец, кратко записал в своём дневнике: «Поехали на спектакль в Театральное училище. Были небольшие пьесы и балет. Очень хорошо ужинал с воспитанницами». Тем не менее, этот день встречи с Кшесинской оставил неизгладимый след в его памяти. Доказательством тому служит запись в дневнике Николая, сделанная два года спустя, 10 марта 1892 года: «В 8 часов вечера отправился в Театральное училище… За ужином сидел с воспитанницами как прежде; только очень недоставало маленькой Кшесинской».

Карьера в Мариинском театре

Вскоре Матильду приняли в балетную труппу Мариинского театра, где она танцевала на императорской сцене на протяжении 27 лет. На заре своей карьеры танцовщица выступала в балетах Мариуса Петипа и Льва Иванова, который также являлся её педагогом в учебном заведении. Первые её выступления включали роли феи Драже в «Щелкунчике», Пахиты в одноименном балете, Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» и Никии в «Баядерке». После отъезда в Италию Карлотты Брианцы, к Матильде перешла роль принцессы Авроры в балете «Спящая красавица».

После шести лет работы в театре Кшесинская удостоилась статуса прима-балерина императорских театров, невзирая на противодействие главного балетмейстера Петипа. По некоторым данным, именно её связи при дворе способствовали быстрому продвижению на вершину балетной иерархии.

Специально для танцовщицы были поставлены несколько балетов, хоть они и не вошли позже в хореографическое наследие. К примеру, в 1894 году, по случаю бракосочетания великой княгини Ксении Александровны и великого князя Александра Михайловича, был представлен балет «Пробуждение флоры», в котором Кшесинская исполнила главную партию.

Несмотря на постоянное положение в театре, Матильда продолжала совершенствовать свою технику, начиная с 1898 года посещая частные уроки у знаменитого педагога Энрико Чеккетти. Она стала первой русской балериной, исполнившей 32 фуэте подряд — прежде этот прием был доступен только итальянским звёздам на российских сценах.

Это интересно:  Что делали фашисты с пленными девушками. Концлагеря фашистов, пытки

В 1904 году Матильда уволилась по собственному желанию из Мариинского театра и после своего бенефиса перешла на контрактные условия выступлений. Она зарабатывала 500 рублей за каждое выступление, а затем этот заработок увеличился до 750 рублей. Балерина часто повторяла, что артисты с академической подготовкой могут успешно исполнять любые роли, и не случайно Михаил Фокин приглашал её участвовать в своих авангардных спектаклях, таких как «Эвника», «Бабочки» и «Эрос», которые заметно отличались от канонической хореографии.

Интриги

Матильда всецело противилась приглашению в труппу иностранных балерин и старательно пыталась доказать, что русские танцовщицы достойны главных ролей, в то время как большинство из них предоставляли зарубежным артистам.

Среди предметов разговоров и интриг часто оказывалась итальянская балерина Пьерина Леньяни, которая, несмотря на противодействие Кшесинской, оставалась в Мариинском театре восемь лет. Однако самого директора Императорских театров князя Сергея Волконского не выдержали натиск Матильды и общественное мнение, и он покинул театральное учреждение после отказа восстановить старинную постановку «Катарина, дочь разбойника». Матильда, сама оставаясь достаточно влиятельной, указала на определенные несоответствия в фижмы костюма для русского танца в балете «Камарго» как на главную проблему.

Николай II и Александра Федоровна

В 1899 году сбылась давнишняя мечта Матильды — Мариус Петипа доверил ей партию Эсмеральды, и с тех пор она единолично исполняла эту роль, что вызывало недовольство среди её коллег. До Кшесинской эту партию играли исключительно итальянки.

Кроме иностранных балерин, своё злейшее противостояние с ней испытывал организатор Русских сезонов Сергей Дягилев. Тем не менее, он пригласил танцовщицу выступить в Лондоне, что привлекало её намного больше, чем Париж. За это Матильда должна была активно использовать свои связи для пробивки актуальной антрепризы Дягилева в Санкт-Петербурге и получения отстрочки от военной службы для Вацлава Нижинского, ставшего военнообязанным. Для выступления Кшесинской было выбрано «Лебединое озеро», и совершенно не случайно — тем самым Дягилев получал доступ к принадлежащим ей декорациям.

Матильда старалась договориться с директором Императорских театров Владимиром Теляковским о гастролях труппы Дягилева, но эта попытка оказалась безрезультатной. В результате Сергей Павлович пришёл в неистовство из-за неудачи с прошением, и один из его слуг, Василий, всерьёз предложил своему хозяину отравить балерину.

Мариинский театр

Молодая балерина пользовалась доверием со стороны режиссёров Мариуса Петипа и Льва Иванова, который знал её с училища. Дебютировавшая Кшесинская в балете «Щелкунчик», танцевала партию феи Драже, после чего исполняла Одетту-Одиллию в постановке «Лебединое озеро» и Никию в балете «Баядерка».

После того как балерина Карлотта Брианца уехала в Италию, Матильда заняла ее роль – принцессы Авроры в «Спящей красавице».

Матильда Феликсовна Кшесинская

В 1896 году Кшесинскую возвели в статус прима-балерины императорских театров, несмотря на пагубные мнения главного балетмейстера Петипа, который был против этого продвижения. Существует мнение, что её быстрая карьера и успех были обусловлены её связями при дворе.

Под её имя были поставлены балеты, которые, тем не менее, не вошли в её балетное наследие. В 1894 году, когда молодые князья Х главных свадьб – великого князя Александра Михайловича и великой княгини Ксении Александровны, был поставлен балет «Пробуждение флоры», в котором Матильда исполнила главную партию.

Кшесинская добилась огромного успеха, находилась на пике своей славы, но не прекращала совершенствовать своё мастерство. В 1898 году она начала заниматься в частном порядке с педагогом Энрико Чеккетти и стала первой балериной из России, которая исполнила 32 фуэте подряд.

В 1904 году Матильда по собственному желанию ушла из Мариинского театра. После ее прощального вечера, она подписала контракт с тем же театром, и за каждое ее выступление платила 500 рублей. С 1909 года её гонорар вырос до 750 рублей.

Матильда придерживалась мнения, что артистам с академическим образованием можно без опаски доверять любые роли. Она дебютировала в балете Михаила Фокина «Эвника» в 1907 году, позже танцевала в спектаклях «Бабочки» в 1912 году и «Эрос» в 1915-м.

Интриги

Кшесинская всегда была недовольна, когда в труппу приглашали иностранных танцовщиц, и прилагала все усилия, чтобы этому противостоять. Она постоянно утверждала, что местные балерины способны исполнять ведущие роли, несмотря на то, что многие режиссеры предпочитали иностранок.

Это интересно:  Голоса с той стороны. Три истории душевнобольных

Часто интриги были разгоружены вокруг итальянской балерины Пьерина Леньяни, которая, несмотря на противодействие Кшесинской, успешно проработала в Мариинском театре восемь лет. Матильда, к тому времени ставшая влиятельной фигурой, даже могла вести Telegram переписку с директором Императорских театров, князем Волконским, который в конце концов ушел из театра после отказа восстановить старинную постановку «Катарина, дочь разбойника», в которой она собиралась исполнять основную партию. Налицо был конфликт также и из-за фижмы костюма для русского танца в балете «Камарго», что Кшесинская указывала на качестве камня преткновения.

Матильда Феликсовна Кшесинская

В 1899 году Матильда сбылась давняя мечта — она получила партию Эсмеральды, от которой нехотя отказался Мариус Петипа. С того момента именно Матильда стала единственной исполнительницей этой партии, что вызвало недовольство со стороны её коллег. Ранее её исполняли только итальянки.

Кшесинская была такой же сущностью противостояния не только для зарубежных балерин, но и для Сергея Дягилева, который организовывал Русские сезоны. Тем не менее, он предложил ей выступить в Лондоне, что ей казалось более привлекательным, чем Париж. Однако взамен Матильда должна была воспользоваться своими связями при дворе, чтобы обеспечить антрепризу Дягилева в Санкт-Петербурге, а также добиться освобождения Нижинского от военной обязенности. Для её выступления было выбрано «Лебединое озеро», и это было не случайно: таким образом Дягилев успешно использовал её декорации.

Тем не менее, её попытка добиться успеха оказалась безрезультатной. Дягилев пришёл в расстройство, так сильно, что его злость передавалась даже его слугам, и один из них, Василий, предложил ему отравить балерину.

Что говорили о Кшесинской в театре

В театре говорили: «Как быстро она уйдет с первых ролей, лишившись расположения царя». Существовали слухи о том, что все её аплодисменты куплены. При этом соперницы Матильды нанимали клакеров для освистывания её выходов. Тем не менее, царская поддержка всегда была невидимо на её стороне и помогала при любых обстоятельствах. Директор Императорских театров, князь Сергей Волконский, был официальным авторитетом, но Кшесинская оказалась сильнее его. Театр перестал следовать собственному репертуару, а начал исполнять те произведения, которые нравились именно ей.

19 июля 2023 года, исполняется 130 лет со дня рождения знаменитого пролетарского поэта Владимира Маяковского. Расскажем 10 малоизвестных фактов из жизни гениального литератора.

Матильда, отстояв своё уникальное положение в Мариинском театре, принимает неожиданное решение — уехать на гастроли за границу, что в то время было нехарактерно для русских танцовщиц. Европейская критика высоко оценила её талант. К примеру, один парижский журнал писал: «Новая звезда, мадмуазель Кшесинская, дебютировавшая в роли примы-балерины, показала спектакль неподражаемого уровня. У неё есть всё: физическое обаяние, безупречная техника, завершенность исполнения и идеальная лёгкость».

Личная жизнь Кшесинской после расставания с царем

Матильда не долго оставалась одна: после расставания со своей первой любовью она писала: «В своём горе и отчаянии я не осталась одна. Великий князь Сергей Михайлович (дядя Николая II), с которым я подружилась в тот день, когда наследник привел его ко мне. И он остался со мной и поддержал меня. Хотя у меня никогда не было к нему таких чувств, как к Ники». Спустя некоторое время совместной жизни с дядей императора Матильда влюбилась в другого Романова – великого князя Андрея Владимировича, и тайно уехала с ним в Ниццу, откуда вернулась уже беременной сыном Владимиром, которого Сергей Михайлович искренне считал своим. Когда правда раскрылась, он сразу же простил возлюбленную.

Внук Николая I не мог смириться с тем, что любовница принадлежит собственному племяннику. Сергей Михайлович потакал ей во всем, даже отменил свою собственную свадьбу, когда она дала понять, что это ставит тень на её имя. В июле 1917 года он, со слезами на глазах, провожал Матильду в Париж. Он также хотел покинуть революционный город, но Матильда убедила его остаться, чтобы уладить её финансовые дела. Они больше не встретились. Сергей Михайлович стал единственным неромановым, который противостоял попыткам расправы. Его застрелили, в то время как остальных сбрасывали в шахту живыми в 16 километрах от небольшого уральского городка Алапаевск. Когда в сентябре 1918 года Белая армия освободила Алапаевск, тело Сергея Михайловича извлекли из шахты, где в его руке был медальон с изображением Кшесинской и надписью «Маля».

Это интересно:  65 лет назад на Урале погибла группа Дятлова. Какие тайны хранило уголовное дело о самой загадочной трагедии в СССР

В январе 1921 года Матильда обвенчалась с великим князем Андреем Владимировичем в православной церкви в Каннах и получила долгожданный титул Светлейшей княгини Романовой.

Матильда Кшесинская и Николай II

Отношения Матильды Кшесинской и Николая II завязались на званом ужине после её выпускного экзамена. Наследник престола проникся серьёзными чувствами к воздушной и хрупкой балерине с полного согласия своей матери. Молодой Николай II. Рисунок из дневника Матильды КшесинскойИмператрица Мария Фёдоровна испытывала большую тревогу по поводу того, что её сын (до встречи с Кшесинской) не проявлял интереса к девушкам, и всячески поощряла его отношения с Матильдой. Например, деньги на подарки для своей возлюбленной Николай Александрович брал из специально созданного для этой цели фонда. Среди подарков был и дом на Английской набережной, ранее принадлежавший композитору Римскому-Корсакову. Особняк Кшесинской, подарок Николая IIДолгое время они жаждали встреч и довольствовались случайными встречами. Перед каждым спектаклем Матильда подолгу обмечала у окна, надеясь увидеть, как её возлюбленный поднимается по ступенькам. Когда он приходил, она танцевала с двойным азартом. Весной 1891 года, после долгой разлуки (Николай совершал поездку в Японию), наследник в первую очередь тайком покинул дворец и направился к Матильде. Прима Мариинского театраПеред своей свадьбой Николай II доверил заботу о Матильде своему кузену, князю Сергею Михайловичу, который стал президентом Русского театрального общества. На последующие несколько лет он стал её верным другом и защитником.

Матильда Кшесинская с мужем и сыном

Тем не менее, у Николая, уже ставшего императором, оставались чувства к своей бывшей возлюбленной. Он продолжал следить за её карьерой и поговаривали, что именно благодаря его протекции Кшесинская получила статус примы Мариинского театра в 1896 году. В 1890 году он в честь её бенефиса подарил Матильде изящную бриллиантовую брошь со сапфиром, которую долго выбирал вместе с супругой. В 1902 году Матильда родила от князя Андрея сына Владимира. Роды были очень тяжёлыми, и роженицу с новорождённым чудом вытащили на свет.

Жизнь в начале XX века

В 1903 году балерину пригласили в Америку, но она отклонила предложение, предпочтя остаться на родине. На рубеже веков прима повсюду добилась огромного успеха, и в 1904 году решила покинуть основную труппу Мариинского театра. Она не бросила танцы, однако перешла на контрактные условия, получая большие гонорары за каждое выступление. Балерина в зимнем саду своего особняка, 1916 годВ 1908 году Матильда отправилась в гастроли в Париж, где познакомилась с молодым аристократом Петром Владимировичем, который был на 21 год моложе её. У них начался бурный роман, из-за чего князь Андрей вызвал соперника на дуэль и прострелил ему нос. С сыном Владимиром, 1916 годПосле революции 1917 года Матильда, бывшая придворной балериной, была вынуждена эмигрировать сначала в Константинополь, затем во Францию, где провела всю оставшуюся жизнь на своей вилле в городке Кап-д’Ай вместе с мужем и сыном. Почти всё её имущество осталось в России, и семье пришлось распродать все драгоценности, однако этого оказалось недостаточно — Матильда открыла балетную школу, которая пользовалась успехом благодаря её известному имени. Во Франции уже немолодая Кшесинская открыла балетную школуВо время войны Кшесинская заболела артритом, и с тех пор каждое её движение давалось с огромным трудом. Тем не менее, школа по-прежнему процветала. Когда она окончательно погрузилась в новую страсть — азартные игры, студия стала её единственным источником значительно уменьшившегося дохода.

Матильда Кшесинская, любовница последнего российского императора, прожила яркую и удивительную жизнь. Она умерла за считанные месяцы до своего 100-летия, 6 декабря 1971 года, и была похоронена на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в одной могиле со своим мужем. Матильда Кшесинская (слева), 1954 год.В 1969 году, за 2 года до её смерти, её поместье посетили звезды советского балета Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Как они впоследствии описали в своих мемуарах, на пороге их встретила полностью седая женщина, чуть ли не старушка, с удивительно молодыми, полными в жизни глазами. Когда они поведали Матильде, что её имя живо на родине и помнят о ней, она с улыбкой ответила: «И будут помнить всегда».

Могила Матильды Кшесинской

Оцените статью
BeautyBarShop
Добавить комментарий