Ванг Од, родившаяся 17 февраля 1917 года в провинции Калинга, считается старейшим татуировщиком на Филиппинах. Возможно, она является самой старой тату-мастерицей в мире, и трудиться в столь преклонном возрасте, создавая татуировки, — это поистине удивительное достижение. Ванг Од также известна как последний mambabatok, что означает традиционный метод татуирования из региона Калинга.
Как я поехала на Филиппины за самой удивительной татуировкой в мире
Татуировщица по имени Ванг-Од достигла возраста 106 лет, и она считается старейшим из ныне живущих мастеров татуировки, продолжающих работать с одним и тем же древним узором. И если вы окажетесь здесь, она с удовольствием сделает татуировку и для вас — добраться до неё не так уж сложно.
В небольшом селении Бускалан на севере Филиппин живет 106-летняя женщина по имени Апо Ванг-од. В 2017 году её объявили национальным достоянием страны.
Хотя её возраст впечатляет, стоит отметить, что в деревне проживает немало людей, которые тоже перешагнули столетний рубеж.
Однако поразительнее всего то, что именно эта старушка является последней живой воплощением традиции, которой она посвятила свою жизнь: с юных лет Апо Ванг-од обладала умением племенной татуировки мамбабаток.
Если вы смотрели мультфильм «Моана», вам известно, о чем идет речь: татуировки использовались для обозначения принадлежности к племени, а также для демонстрации особых заслуг или характеристик татуированных людей. Например, тот факт, что у персонажа Мауи тело покрыто изображениями его подвигов, является абсолютно правдоподобной деталью картины. В древности мужчины могли получить право на специальную татуировку, когда приносили домой голову врага — данный обычай существовал в культурном контексте.
Апо Ванг-од известна как мастерица, которая наносила татуировки последним хедхантерам своего племени, вернувшимся с трофеями во время Второй мировой войны, когда на Филиппины пришла японская оккупация.
Её называют самой старой татуировщицей в мире — хотя это сложно подтвердить, это весьма вероятно.
Все руки Ванг-од покрыты татуировками, и её внешний вид явно соответствует образу рокера.
Называть её бабушкой просто не смогу — у неё плавные движения, ясный и проницательный взгляд, а также стильная одежда и поведение с достоинством, которое может позавидовать английская королева.
Кажется, что привлекательность этой женщины, поразительная для столь глубокого возраста, сыграла важную роль в её популярности.
Известность Ванг-од начала расти с 2007 года, когда она появилась в документальном фильме на канале Discovery.
С 2015 года, благодаря усилиям по признанию Ванг-од народным артистом, деревня Бускалан превратилась в одно из самых популярных туристических направлений на Филиппинах.
Теперь сюда приезжают, чтобы увидеть живую легенду — и получить от неё татуировку.
Что за тату вы получите
На сегодняшний день Ванг-од принимает до 100 человек в день, всегда создавая один и тот же простой, но значимый дизайн — три точки.
Тем не менее, искусство татуировки стало опытным и передано её племянницам, так что почти каждый житель деревни стал профессионалом в создании татуировок.
У них можно заказать гораздо более сложные традиционные племенные узоры.
Я изначально приехала, чтобы получить три точки от самой Ванг-од — ощутить связь с этим исчезающим прошлым. Но в конечном итоге решила сделать себе еще один местный символ, который обозначает направление и защиту путешественников. Надеюсь, что это поможет.
Одновременно экзотические и ужасающие
По словам Апо Ванг-од, в её детстве у семьи не было средств ни на еду, ни на одежду или образование. Сейчас, когда туристы приезжают в её деревню, они иногда думают: «Наверняка они очень бедны». Им совершенно не знакома наша простая жизнь, однако теперь, по крайней мере, мы можем есть три раза в день.
В 16 лет Ванг-од стала первой и единственной женщиной своего племени, которая покинула родное село, чтобы проходить сеансы татуировки в соседние и отдаленные поселения.
Апо Ванг-од, также известная как Мария Оггай, родилась в деревне Бускалан на Филиппинах. В 15 лет она увлеклась татуировкой и стала обучаться у своего отца особенной технике нанесения племенных рисунков на тело — мambabatok. Несмотря на то что это искусство считалось прерогативой мужчин, её родственники заметили в ней большой потенциал. К тому же это занятие позволяло семье заработать дополнительные деньги.
При технике мambabatok специалист использует бамбуковую палку с острым концом, которую мастер погружает в смесь из угля и воды — находят в ней определённые ингредиенты. В начале сеанса он вручную рисует на теле шаблон изображения, а затем начинает бить инструментом по контуру, соблюдая скорость в 100 ударов в минуту.
Традиционно мужчины, являвшиеся охотниками за головами и защищавшими свои деревни от врагов, предпочитали татуировки под названием биккинг, символизирующие мужество, отвагу и доблесть. Изображения в этой технике часто делались на груди и продолжались до плеч и рук. Эта процедура могла растянуться на несколько дней, и за нее расплачивались крупной свиньей или несколькими килограммами риса. В 1912 году американский зоолог и этнограф-фотограф Дин Вустер опубликовал фотографии мужчин-воинов кордильерских племен в National Geographic, описав их татуировки как одновременно экзотические и ужасающие.
Даже детей приводили на сеанс. Родители делали татуировки своим дочерям, чтобы сделать их более красивыми, — пояснила Ванг-од и отметила, что многие татуировки были сделаны рукою её отца. Первые изображения, которые появились на её теле, стали лестница и питон. По её словам, эти рисунки не имели особого смысла и служили лишь простым украшением.
Женщины наносили татуировки для красоты и улучшения шансов на получение потенциального партнера; в те времена отсутствие татуировок на женском теле считалось позором. Более того, татуировка имела образ святого, служила чем-то вроде лекарства от различных заболеваний. Если у людей возникали проблемы, они обращались к татуировщику за советом, особенно если женщина не могла забеременеть. Считалось, что прокалывание кожи и выпускание плохой крови позволяет телу быстро омолодиться, — объяснил антрополог Аналин-Сальвадор Аморес.
После испано-американской войны 1898 года, когда на островах начали открываться католические школы, сельские девушки стали прятать свои татуировки под одеждой. С этого момента женщины почти перестали следовать традициям. Постепенно прекращались и войны между племенами.
Однако молодежь племени считает традиционные татуировки устаревшими, варварскими и болезненными. Несмотря на то, что эта практика исчезает, важно, чтобы о ней никогда не забывали.
Нативидад Суггуйяо, старейшина племени Калинга и бывший чиновник NCIP (Национальная комиссия по делам коренных народов)
Мы отрезаны от внешнего мира
Дорога из Манилы до родного села знаменитой татуировщицы занимает около 12 часов, проходя по извилистым горным путям Кордильер, мимо оползней и встречных грузовиков. Чтобы туристы не ошиблись с поворотом в условиях тумана, местные жители установили знак с надписью: «Добро пожаловать! Деревня татуировок Ванг-од Бускалан». Машину необходимо оставить на въезде в деревню, а затем пройти пешком еще 40 минут по асфальтированной дороге, которая постепенно переходит в тропу, ведующую через небольшие холмы с рисовыми плантациями.
В этом поселении отсутствуют сотовая связь и интернет, жители вынуждены общаться друг с другом с помощью раций с антеннами, стоя на вершинах холмов. Мы понимаем, что живем в другой эпохе, нежели граждане таких стран, как Англия и Америка. Я считаю, что о нас начинают больше узнавать благодаря Ванг-од. Так много людей хотят к ней попасть — даже несмотря на то, что мы отрезаны от внешнего мира, — рассказал Ричард Вебер, который родился и вырос в селении в 1970-х годах.
Серьезный наплыв туристов в Бускалан начался в 2009 году после выхода документального фильма антрополога Ларса Крутака «Охотник за татуировками».
Каждую неделю в Бускалан приезжают множество туристов.
По отзывам путешественников, изначально стоимость татуировки у Ванг-од варьировалась: некоторые благодарили её плиткой шоколада, пачкой тростникового сахара или сигаретами, в то время как другие утверждали, что она вообще отказывалась принимать любую плату.
В конечном итоге мастер установила цену за свои услуги: она запрашивает 500 песо (примерно 2200 рублей) за полноценный сеанс.
Ванг-од практически воскресила экономику Бускалана. По данным местного туристического бюро, деревню сейчас посещают около 500 гостей каждую неделю. Местный гид Френсис Паин вспоминает, что прежде путь сюда был затруднен из-за густых кустарников и узких проходов, но, с ростом числа посетителей, дороги расширили и облагородили. Большинство молодежи оставило работу на рисовых полях и теперь стали гидами, зарабатывая 1000 песо (4500 рублей) в день, а некоторые переоборудовали свои дома в гостевые и сдают их в аренду за 250-350 песо в сутки (1300 — 1500 рублей).
Благодаря популярности Ванг-од вернулись люди, которые уехали из деревни в большие города на заработки, чтобы развивать местный бизнес. Сельма Дугай, например, оставила свою работу в столице Калинги и открыла в Бускалане единственную закусочную, теперь она обслуживает по 15-20 туристов в день.
Замужем за искусством татуировок
Традиционно мастерами мамбабаток становились мужчины. Одним из них был отец Ванг-од из горного поселения Бускалан. Как и многие другие родители, ценящие баток, он с гордостью украшал тело своей дочери узорами. Первые из них были в исполнении лестницы и питона.
В 15 лет Ванг-од сама взяла в руки шип, чернила и бамбуковую палку, став первой женщиной-мамбаток в племени Калинга. Отец передал ей свое мастерство, чтобы она могла зарабатывать на татуировках и поддерживать семью.
Во время Второй мировой войны Филиппины оказались под японской оккупацией. На фронте погиб её возлюбленный, когда ей было 25 лет. После этого она решила никогда не выходить замуж и посвятить себя искусству баток.
Ванг-од создавала узоры с многоножками, орлами, цветочными мотивами. Со временем о её таланте узнали за пределами Филиппин. В Бускалан стали приезжать журналисты и туристы, желающие запечатлеть на себе традиционные татуировки.
Такой татуировкой мы защищаем себя и делаем себя сильнее. Когда клиенты говорят мне, что хотят заплатить за нанесение татуировки на их кожу, я задумываюсь: почему бы им тоже не стать сильными и защищёнными? — объясняет Ванг-од.
Она начала предлагать туристам каталог из 20 татуировок: узоры с изображением луны и солнца, змеи, компаса и других. Однако выбор чаще всего оставался за ней, на основании её интуиции.
Цены за её сеанс составляют 500 песо (около 700 рублей).
Экономика деревни начала преображаться. Семьи, покинувшие свои дома в поисках лучшей жизни, начали возвращаться. В Бускалане открылись кафе, появились съемные квартиры, а некоторые местные жители стали работать гидами.
Тату-мастерица гордится тем, что люди преодолевают 12 часов трудной дороги от ближайшего населенного пункта, а затем еще 40 минут пешком, чтобы встретиться с ней. Я очень благодарна гостям, которые приезжают из разных уголков мира. Они хотят получить татуировку — значит, они приносят смысл в мою жизнь, — говорит она.
Когда чернила на шипе заканчиваются, Ванг-од пальцами набирает новую порцию смеси из миски и внимательно наблюдает, как три точки — знак племени Калинга — появляются на коже. Из них сочится чернила, смешанные с кровью.
Сейчас это единственная татуировка, которую она делает. Ей уже сложно находиться в одном положении весь день: спина начинает болеть, а с заходом солнца становится сложно различать мелкие детали рисунка. Я прекратю делать татуировки только тогда, когда полностью потеряю зрение, — говорит Ванг-од. Но в её дворе уже несколько лет выкопана могила, где деревенские дети с удовольствием играют в прятки.
Я сделал татуировку в Бускалане
Традиционно мастерство баток передавалось только родным — иначе утрачивается сакральное значение татуировок. Так как у Ванг-од нет собственных детей, она решила обучить своих внучатых племянниц. По её словам, для неё крайне важно, чтобы они продолжали её дело и развивали Бускалан после её ухода.
26-летняя Грейс и 23-летняя Элиан являются её внучками, а Ванг-од называет их своими любимыми. У самих девушек на телах меньше узоров, чем у Ванг-од; они признаются, что это очень больно.
Грейс начала делать татуировки в 10 лет: ей нравилось наблюдать за работой бабушки. Элиан стала работать в 16 лет, когда старшая сестра уехала учиться в колледж: Я хотела помочь родителям с оплатой своей учебы. И чтобы наша культура не исчезла, — говорит она.
Правда, клиенты Грейс и Элиан все чаще приходят не за традиционными изображениями, а за татуировками в западных стилях. Одна из самых популярных фраз: Я сделал татуировку в Бускалане. Антрополог Аналин-Сальвадор Аморес считает, что глубокое символическое значение мастерства баток исчезает.
Тем не менее, Ванг-од не против актуализации традиционного искусства. Она уверена, что каждый человек, который получит её татуировку, почувствует её смысл и приедет в Бускалан, чтобы попрощаться с ней.
100-летняя татуировщица Филиппин и последняя хранительница древних традиций открыла свои секреты
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Эта бабушка, недавно попавшая на обложку журнала Vogue, отыскать не так просто – тем не менее, вам придется провести долгие часы в пути, чтобы добраться до её маленькой деревушки, затерянной в филиппинских горах. Пустующий поток желающих встретиться с самой знаменитой татуировщицей Филиппин не утихает. Каждый день в Бускалан приезжают десятки и даже сотни туристов, а самые отважные из них получают возможность посетить сеанс у Ванг-од, который становится не только незабываемым, но и зачастую болезненным.
Тату – украшение для охотников за головами и женщин народа калинга
Апо Ванг-од, также известная как Мария Оггай, — это гордость и местная достопримечательность. Её возраст, 106 лет, не самое поразительное: она сохраняет ясный ум и продолжает вести как творческую, так и домашнюю жизнь. Ванг-од — старейшая и, как утверждают некоторые, последняя в мире хранительница древней традиции народа Калинга, которая включает в себя практику нанесения татуировок, существующую уже более тысячи лет.
Ванг-од живет в деревне Бускалан, окруженной рисовыми полями. Источник: pinterest.com
Число представителей этой этнической группы составляет более 160 тысяч человек; у них есть свой язык и свои традиции, которые, тем не менее, давно утратили свой первоначальный колорит. Татуировки, когда Ванг-од была ребёнком, были предназначены лишь для охотников за головами. Эти мужчины возвращались в свои родные села с ужасными трофеями, победив врагов-нападающих, тем самым заслуживая своеобразные татуировки, которые можно было забрать с собой, в том числе на встречу с богами.
Женщины также получали татуировки: это делалось ради красоты и иногда для лечения, особенно с целью победить бесплодие и забеременеть. Процесс нанесения татуировок у калинга включал ритуалы, среди которых были песни, гадания и даже жертвоприношения. Считалось, что при этом человек теряет плохую кровь, что также помогает исцелению.
106-летняя татуировщица — главная достопримечательность округа
Выбор узоров строго соответствовал обычаям: воину, победившему врага, полагалось сделать татуировку в виде орла. Однако охотники за головами не ограничивались одним рисунком — татуировки наносили в несколько этапов, расписывая руки, плечи, грудь. Эта процедура могла растянуться на несколько дней и была довольно болезненной, так как старинные методы татуировщиков калинга, как и по части соблюдения санитарных норм, уступали современным.
Карьера татуировщицы – самая долгая в истории
Ванг-од не должна была стать мастером татуировки — традиционно эту роль исполняли только мужчины. Но её отец, сам опытный татуировщик, увидел талант дочери и решил развивать его. Он же сделал ей первые татуировки в виде лестницы и питона, невзирая на то, что их использование было просто эстетичным, направленным на красоту. Он начинал обучать её, когда Ванг-од была еще подростком, начиная с 15 лет, и даже застала те времена, когда к татуировщикам приходили удачливые охотники за головами; традиция межплеменной войны, хоть и запрещённая колонизаторами, ещё немного сохранялась.
Наследование навыков татуировки в соответствии с традицией
В то время, когда Ванг-од была ещё молодой, её тело было изукрашено татуировками. В культуре её народа женщины, занимающиеся татуировкой, обычно делали это лишь из эстетических соображений. В отличие от мужчин, для которых татуировки несут особый смысл. По её собственным воспоминаниям, все знакомые и друзья были татуированы, и это больше подстегнуло её интерес к искусству. Также влияние оказывал её отец, который выполнял татуировки в повседневной жизни. Он, увидев большой потенциал в своей дочери, решил поделиться с ней всем, что знал, и начал учить её, когда ей исполнилось 15 лет.
В традиции мамбабаток крайне важно, чтобы знания и навыки, связанные с татуировкой, передавались только родным. Существуют опасения, что обучение посторонних может исказить и осквернить это ценное искусство, а также само значение татуировок.
Это искусство остаётся редким, поскольку, как уже упоминалось, Ванг-од является одной из немногих, кто чтит старинные традиции. Она считает, что молодежь не заинтересована в изучении практики татуирования и не стремится заниматься этим искусством. Обучая своих внучек, она надеется, что они сохранят традицию мамбабаток и помогут ей выжить в будущем.
Примитивные инструменты и боль при татуировании
В тату-салоне Ванг-од вы не найдете современных автоматических инструментов, к которым мы так привыкли, когда посещаем сеансы у современных тату-мастеров. Здесь отсутствуют стерильные условия, и сами инструменты довольно примитивны, сохранившиеся с тех времён, когда обычай начался.
Татуировки создаются при помощи бамбуковой палки и шипа, сделанного из терновников или папоротников. Технология заключается в ритмическом ударе одной палки об другую, определенно болезненная по сравнению с созданием тату через электрические аппараты. Что касается чернил, то они делаются руками мастера, формируясь из смеси древесного угля и воды. Темы татуировок прекрасно отражают природу, имея простой, но душевный вид. Это не сложные узorы, но благодаря их созданию и культуре, которая стоит за ними, они становятся чем-то уникальным и заметным.
Несмотря на отсутствие санитарных норм и значительную боль, это не отпугивает местных жителей и путешественников, которые прибывают издалека, чтобы запечатлеть на своей коже кусочек её искусства. Туристы должны преодолеть значительное расстояние, не только 15 часов на автомобиле, но и длительный путь через леса и рисовые плантации до горной деревни Бускалан, где находится её дом и мастерская. Добраться сюда можно лишь пешком, но это не останавливает многочисленных желающих. И несмотря на кажущиеся трудности, желание пройти путь ради татуировки выглядит не столь страшным.